СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 01:48

Что есть особенного в раскрытии Всевышнего в нашем мире?

Нужно объяснить идею «Святилища свидетельства», о которой идет речь в начале нашей недельной главы: хотя Всевышний находится в небесах и на земле, но Он пожелал для себя жилище — Святилище в нашем материальном мире.

Источник: «Ликутей Тора» 3а Перевод:Шолем Лугов 08.03.2016 3432 мин.

Нужно объяснить идею строительства «Святилища свидетельства», о которой идет речь в начале нашей недельной главы («Пкудей»): хотя Всевышний находится в небесах и на земле, но Он пожелал для себя жилище — Святилище (скинию) в нашем материальном мире.

Божественное Присутствие внизу

Сказано в нашей главе Торы (38:21): «Вот исчисления (относительно) Святилища, Святилища свидетельства». Почему же слово «Святилище» повторяется дважды?

Алтер Ребе объясняет, что идея Святилища состоит в раскрытии Божественного Присутствия среди еврейского народа, как написано: «И сделайте Мне святилище, а Я буду обитать в них», а также сказали наши учителя, что «Всевышний пожелал иметь для себя жилище в нижнем мире».

Раскрытие Божественности

Нужно понять: ведь написано, что Всевышний наполняет все миры — тогда что есть особенного в раскрытии Всевышнего в нашем мире?

Алтер Ребе объясняет, что когда Всевышний пожелал иметь для себя жилище в «нижнем» мире, то Божественность раскрывается внизу, чего нельзя сказать о высших мирах, где присутствие Всевышнего сокрыто (как объясняется в книге «Тания», гл. 36).

Известно сказанное нашими мудрецами, что цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних. Но ведь у Него нет верха и низа, ибо Он в одинаковой мере наполняет все миры. И объясняется это следующим образом. До сотворения мира был только Он, единый и единственный, наполняющий все то пространство, в котором создан мир. И теперь это так по отношению к Нему. Изменение есть только в представлении принимающих Его жизнетворность и свет Его, который они получают через многие одеяния, прикрывающие свет Его, как написано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых». И как объяснили наши мудрецы, благословенной памяти: даже ангелы… не могут Его видеть и т.д.

И Всевышний пожелал раскрыться в нашем материальном мире в полную силу, без всяких препятствий и ограничений!

Нужно заметить, что понятие «нижний мир» не означает низ в материальном смысле (как будто есть место, которое называется «верх», а есть которое называется «низ», и Всевышний выбрал для себя «низ», а не «верх»). Это не так, ведь Всевышний не связан никакими временными или пространственными рамками. Понятия «верх» и «низ» относятся не к количеству, а к качеству. Наш мир является низменным по своему уровню и в нем есть сокрытия Всевышнего, когда весь мир покрыт мраком. Но Всевышний пожелал раскрыться именно в таком месте.

Тора и заповеди

Алтер Ребе объясняет, что раскрытие Всевышнего в нашем мире происходит с помощью Торы и заповедей. Как сказали наши учителя: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем». Ведь с помощью раскаяния и добрых дел в этом мире мы привлекаем раскрытие Всевышнего в гораздо большей степени, чем это возможно в грядущем мире.

Теперь мы можем понять повторение слов «Святилища, Святилища», которые соответствуют указаниям (248-и заповедям «делай») и запретам (365-и заповедям «не делай»), с помощью которых мы привлекаем раскрытие Всевышнего в нашем мире. В частности, это происходит в виде привлечения двух уровней раскрытия, на которые намекает Имя Всевышнего (Йуд-Эй-Вав-Эй): две первые буквы Имени (Йуд-Эй) соответствуют заповедям «не делай», а две последние буквы (Вав-Эй) — заповедям «делай».

[Четырехбуквенное Имя Всевышнего разделяется на две части: Йуд-Эй создают обладающее святостью Имя, которое нельзя стирать, а Вав-Эй сами по себе не обладают святостью. Эти две группы букв соответствуют двум этапам проявления в мире света Всевышнего: сокрытие, как сказано («Дварим» 29:28: «Сокрытое — Г-споду, Б-гу нашему», и раскрытие этого света в мире, как сказано: «открытое — нам и нашим детям вовеки».]

Подчинение противоположной святости стороны

Алтер Ребе объясняет важность работы по оказанию давления на злое начало, с помощью чего происходит раскрытие Всевышнего во всех мирах. Об этом сказано в книге «Зоар», в главе «Трума» (стр. 128), как велико удовольствие Всевышнего, когда покоряется противоположная святости сторона внизу, ибо слава Его [тогда] возносится выше всего.

Это покорение злого начала осуществляется с помощью всех пяти чувств: зрения (когда мы закрываем глаза, чтобы не видеть запрещенных вещей), слуха, осязания, обоняния и вкуса, а также с помощью мыслей, речи и действий.

И с помощью этого человек достигает уровня «превращения», когда его чувства и мысли становятся «сосудами» для бесконечного света Всевышнего, а ведь в этом и заключается идея «Я буду обитать в них» — в каждом из нас.

Покорение («иткафья») — это когда злое начало хочет думать, говорить или делать что-то против воли Всевышнего, но человек заставляет его и не обращает внимания на его потуги и ухищрения.

Превращение («итапха») — когда человек находится на таком высоком уровне, что его злое начало совершенно не хочет делать что-то противоречащее воле Всевышнего; его тело и душа стали «сосудами» для света Всевышнего. Это состояние праведников, которые превратили зло в добро.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter