Вопрос: Каким светским дисциплинам обучают детей в хедерах и школах «ортодоксального» еврейства?
Ответ:
Вопрос с подвохом. Спрашивающий отлично знает, что в этих школах нельзя получить «багрут» (аттестат), который позволит продолжить образование в университете или училище. Поэтому вот в чем его вопрос: почему вы не обучаете своих детей современным наукам, как это принято в нынешних системах образования? Вот эта тема — должен ли человек знать все — показалась нам любопытной. Скажите, насколько мы в этом вопросе свободны от стереотипов?
Главный предмет в школах «ортодоксального» еврейства — Тора и ее законы. Мы даже историю учим не так, как с нею знакомятся в «светских» учебных заведениях. Ибо интересна не хронология списки царей и их войны, а то, что мы можем извлечь из Урока истории, преподанного всем людям. То же самое о других дисциплинах. Мы не считаем столь уж необходимым изучение основ тригонометрии, астрономии и органической, скажем, химии. Кто хочет овладеть специальными профессиями, тому, может быть, и стоит посвятить свое время этим предметам, но не каждому, согласитесь, они пригодятся или сделают его более счастливым. Проверим самих себя: сколько из того, что мы в свое время «прошли» в школе, пригодилось во взрослые годы?
Дети из «религиозных» семей учат, как себя вести в мире людей, что такое настоящая помощь нуждающимся, как «любить ближнего», почему запрещено «злословие». В старших классах мальчики учат Мишну и начинают знакомиться с Талмудом. Весь материал до основания пронизан этикой и пониманием высокого предназначения человека.
У нас с вами, выходцев из Советского Союза, таких предметов и в помине не было. Месяцы тратились в младших классах на чистописание, а в старших на зубрежку иностранных языков. И что, теперь мы пишем, как каллиграфы, и бегло говорим по-английски или немецки? Кто выучил язык — тот сделал это вопреки школе, а не благодаря ей.
Понято, что у человека, живущего светской жизнью, нет альтернативы. Но в мире евреев Торы подход к образованию иной. Мы должны давать детям только полезные знания. У нас нет времени на обучение детей предметам, которые пригодятся далеко не всем. Да и поверьте, будущего талантливого физика полезнее обучать в детстве не лептонно-мюзонной теории строения вещества, этим он сможет заняться позже, — а тому, как стать добрым человеком.
Еврейские дети в хедерах учатся весело, с удовольствием и пользой. А мы с вами? Учились весело? С удовольствием? С пользой?