СБП. Дни Мошиаха! 16 Сивана 5784 г., суббота недели Шлах | 2024-06-22 15:00

Останется ли зависть в будущем?

Можно объяснить это так, что Ребе РАШАБ говорит о первом периоде Дней Мошиаха, а Ребе говорит о втором периоде, когда зависти уже не будет.

М.-М. Требник (йешива «770») Перевод:Шолем Лугов 14.07.2016 1559 мин.

В комментарии на книгу РАМБАМа (5749 год, п. 13), объясняет Ребе ШЛИТА Король Мошиах его слова в конце «Законов о королях» (12:5): «В те дни не будет… ни зависти, ни соперничества» так:

Что касается сказанного в «Законах о Короле Мошиахе», что «в те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества», так это относится также к отмене духовного голода, как сказано у пророка (Амос 8:11): «Не бесхлебицу и безводье, а (голод и жажду) внимать словам Всевышнего». Также это относится к отрицанию войны, зависти и соперничества в духовном смысле — войны за Тору, «зависти между мудрецами» и т.д. Дело в том, что понятия «голод» и «война» (даже в области святости и служения Всевышнему) имеют отношение только в то время, когда ощущается существование человеческого эго. Но когда все его существование становится сущностью Всевышнего, то в это время нет и речи о голоде и войне, зависти и соперничестве.

В прим. 42 Ребе пишет:

И хотя также и в будущем «Идут они от силы к силе», но это не будет происходить в форме войны и даже не с чувством зависти и соперничества, так как война, а тем более зависть и соперничество, происходят со стороны эго человека.

А на полях Ребе добавляет:

Как сказали наши учителя (трактат «Бава батра» 75а), что в будущем «каждый обожжен свадьбой товарища своего». Ведь слово «обожжен» подчеркивает (главным образом) действие тепла от свадьбы товарища, которое выше его собственной свадьбы (с помощью чего прибавится у него в пути от силы к силе), но не чувство зависти и соперничества… И это нужно еще понять.

Возникает вопрос: как это соотносится с тем, что пишет Ребе РАШАБ в сборнике «Сегодня — день» (за 19 Нисана):

Во всех изгнаниях существует много видов зависти, ревности — «зависть писцов» и т.п., «этой ночью» — по окончании последнего изгнания — «только горькую зелень», — зависть самой сильной степени, как сказали благословенной памяти мудрецы: «Каждый праведник обожжен свадьбой товарища своего».

Ведь отсюда следует, что в будущем останется большая зависть, а из приведенной выше цитаты следует, что этого не будет.

Можно объяснить это так, что Ребе РАШАБ говорит о первом периоде Дней Мошиаха, а Ребе говорит о втором периоде, когда зависти уже не будет. Ведь Ребе обсуждает последний закон РАМБАМа, в котором речь идет о втором периоде.

Возникает еще один вопрос: как одна и та же цитата («Каждый праведник обожжен свадьбой товарища своего») используется в двух местах, где речь идет о разных периодах? Можно сказать, что это наподобие объяснения в «Ликутей Сихот» (34:117-118), что рассказы Торы исполняются в наше время в простом смысле, а после этого — в духовном.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter