19 Швата 5782 года, шестой день недели, гл. Итро | 21-01-2022 04:25

В чем разница между Великим восстанием и восстанием Бар-Кохбы?

Согласно Торе, евреи не имеют право делать опасные для своей жизни шаги начиная войну с народами мира, если с военной точки зрения у евреев нет шансов на победу.

2010 (9)
В чем разница между Великим восстанием и восстанием Бар-Кохбы?
В чем разница между Великим восстанием и восстанием Бар-Кохбы?

В Талмуде (трактат «Гитин» 56а), приводится известная история о том, что происходило в Иерусалиме перед разрушением Второго Храма. Римляне осадили Иерусалим, который находился под властью зелотов, которых Талмуд называет «бирьёним» (хулиганы). Зелоты были крайней экстремистской группой, которая требовала бескомпромиссной войны с римлянами и жестоко расправлялась с инакомыслящими евреями.

Мудрецы, однако, считали, что у евреев нет шансов на победу и предлагали заключить мир с римлянами. Такое решение могло бы спасти жизнь многих евреев и Иерусалимский Храм. Однако с помощью разнузданного террора, зелоты принудили евреев продолжить самоубийственную войну, которая в конце концов привела к одной из самых страшных катастроф в истории еврейского народа.

Чудесным образом, глава поколения рабан Йоханан Бен-Закай сумел покинуть Иерусалим незадолго до разрушения Храма и добиться у императора Веспасиана открыть в городе Явне центр изучения Торы. Этот центр дал возможность еврейскому народу продолжить свое существование, несмотря на страшную катастрофу, которую наш народ пережил.

Из этой истории мы ясно видим, что наши мудрецы придерживались «реалистической» точки зрения и считали восстание против Рима самоубийством. Однако всего через 52 года евреи подняли восстание против Римской империи, так называемое восстание Бар-Кохбы, которое также было жестоко подавленно Римом.

Интересно, что в отличие от предыдущего, так называемого Великого восстания, которое предшествовало разрушению Храма, мудрецы, во главе которых стоял рабби Акива, полностью поддержали повстанцев. Более того, они считали Шимона Бен-Козиву Мошиахом; рабби Акива даже был оруженосцем Бен-Козивы и назвал его Бар-Кохбой (сыном свезды, потому что о Мошиахе сказано в Торе «поднялась звезда Яакова»).

Вышеуказанная информация вызывает у нас естественной вопрос: в чем разница между этими двумя событиями? Почему наши мудрецы были против первого восстания, но поддержали второе?

На мой взгляд, разница между двумя восстаниями состоит в том, что согласно Торе, евреи не имеют право делать опасные для своей жизни шаги начиная войну с народами мира, если с военной точки зрения у евреев нет шансов на победу. Однако, если во главе еврейского народа стоит лидер, имеющий статус Мошиаха («бехезкат Мошиах»), и он ведет «войны Всевышнего» для освобождения Земли Израиля, тогда евреи должны поддержать его, даже если на первый взгляд у них нет особых шансов на победу.

Поэтому поскольку во время «Великого восстания» во главе повстанцев не стоял «бехезкат Мошиах», а, наоборот, лидеры зелотов открыто нарушали законы Торы и постоянно проливали кровь невинных людей, евреям нельзя было полагаться на чудо и восставать против Рима. Что же касается восстания Бар-Кохбы, то там была совершенно другая ситуация. В отличие от известного стереотипа, рабби Акива ни в коем случае не ошибся, и Бар-Кохба, в отличие от Йешу (Иисуса) и Шабтая Цви, ни в коем случае, не дай Б-г, не был лжемессией. РАМБАМ в своем законодательном кодексе «Мишнэ Тора» («Законы королей», глава 11) приводит тот факт, что рабби Акива провозгласил Бен-Козиву Мошиахом, как прецедент, из которого следует учить, какими признаками должен обладать Мошиах. Следует заметить, что некоторые мудрецы оспаривали мнения рабби Акивы, однако большинство мудрецов поддержало его, о чем и пишет РАМБАМ.

Основываясь на историей с Бен-Козивой, РАМБАМ говорит, что еврейский лидер, потомок Давида, который ведет праведный образ жизни по Торе, принуждает евреев идти путями Торы и ведет войны Всевышнего, имеет статус Мошиаха («бехезкат Мошиах»). Таким лидером и был Бар-Кохба. Многие слышали о необычной физической силе и героизме Бен-Козивы, но к сожалению меньше известно, что он был, по словам РАМБАМа, «одним из достойных королей из дома Давида». Целью его «национально-освободительной войны» было не только изгнание «римских захватчиков» из Земли Израиля, а возвращение королевской власти дома Давида и построение Иерусалимского Храма, что по словам РАМБАМа является эксклюзивной прерогативой Мошиаха.

Интересно также, что в последнее время в ходе археологических раскопок были обнаружены письма Бен-Козивы, в которых он требует обеспечить своих солдат «арба миним» (четырьмя видами растений, на которые произносится благословение во время праздника Суккот). Кроме этого, также известно о бескомпромиссной борьбе, которую Бен-Козива вел против секты ранних христиан, отрицавших основы еврейской религии. Почему же Мошиах не пришел в то время и восстание Бар-Кохбы обратилось в страшную катастрофу, унесшую жизнь сотен тысяч евреев? Как объясняет РАМБАМ (в конце 11 главы), человек в состоянии «бехезкат Мошиах» может не завершить свою работу и погибнуть во время войны. Причиной такого поражения может быть то, что еврейский народ еще не удостоился Освобождения; однако это ни в коем случае не ставит под сомнение достойность того, кто имел статус Мошиаха.

Подобно Бен-Козиве, глава нашего поколения, праведный потомок Давида — Любавичский Ребе ШЛИТА — ведёт бескомпромиссную борьбу за возвращение всего еврейского народа к полноценному исполнению заповедей Торы, против отхода от еврейства и ассимиляции, а также за целостность Земли Израиля и против смертельно опасных территориальных уступок. Всё это, и многое другое стало причиной того, что сотни величайших раввинов нашего поколения, представители различных направлений иудаизма подписали псак-дин (вердикт, имеющий статус еврейского закона) о том, что Ребе имеет статус Мошиаха («бехезкат Мошиах»).

Однако в отличии от ситуации, которая была во время Бен-Козивы, когда была возможность, которая к большому сожалению не реализовалась и «бехезкат Мошиах» не смог завершить свою деятельность и избавить еврейский народ, в нашем поколении у нас нет малейшего сомнения в том, что Ребе ШЛИТА избавит нас в самом ближайшем будущем. Причиной этой уверенности является тот факт, что сам Ребе, который как мы знаем также имеет статус пророка по закону Торы, сообщил нам, что наше поколение безусловно удостоится настоящего и полного Освобождения, а глава поколения, который является «бехезкат Мошиах» станет «Мошиах бевадай» (Мошиах наверняка), т.е. станет тем, кто завершит процесс Освобождения до конца. Более того, известно что победа в войнах Всевышнего, по словам РАМБАМа является признаком «Мошиах бевадай», и как говорит сам Ребе, это уже начало исполняться.

Примером этому может послужить победа (причём мирным путем, без кровопролития) Короля Мошиаха над коммунизмом, распад СССР, массовый исход евреев оттуда и возрождение еврейской жизни оставшимися там евреями. Поэтому, по словам Ребе, в нашем поколении уже действует лидер поколения который является «бехезкат Мошиах» и становится «Мошиах бевадай».

Опубликовано: 18.08.2016 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter