В книге Захарии (14:9) находится одно из центральных пророческих сообщений: «И будет Г-сподь владыкой на всей земле, в день тот будет Г-сподь один (для всех), и имя Его — одно». Более подобно об этом пишет РАШИ в своем комментарии на главу «Ваэтханан» (6:4): «Г-сподь, Который наш Б-г ныне, а не Б-г народов. Он в грядущем „Г-сподь Один“, как сказано (Цфaния 3:9): „Тогда обращу народам чистый язык, чтобы всем призывать Имя Г-сподне“, и сказано „В тот день будет Г-сподь Один, и Имя Его едино“».
На первый взгляд это пророчество вызывает удивление: неужели только во время Освобождения «будет Г-сподь Один, и Имя Его едино»? Ведь одной из основ нашей веры является знание, что Творец один и единственный! Объяснение этому очень простое: разумеется, также и сейчас Всевышний один, вопрос лишь в том, кто верит в это!
В настоящее время знамя веры несет еврейский народ. В будущем это познает все сотворенное. Тогда, после раскрытия присутствия Всевышнего в полной мере, это поймут и почувствуют также и народы мира.
Подобный вывод делает РАШИ, чтобы объяснить два различных высказывания нашего праотца Авраама (см. «Берейшит» 24:7). В одном месте Авраам называет Всевышнего «Б-г небес», а в другом зовет Его «Б-г небес и Б-г земли». Почему так?
Дело в том, что Авраам хотел сказать так: «Теперь Он (признан) Б-гом небес и Б-гом земли, потому что я сделал (Имя) Его привычным на устах людей. Но когда Он взял меня из дома моего отца, Он был Б-гом небес, но не Б-гом земли, потому что люди не знали Его и Имя Его не было привычным (т.е. известным) на земле». То же самое относится к нашему вопросу: во время Освобождения раскроется слава Всевышнего и его власть во всем мире; тогда станет известно всем, что «Г-сподь Один, и Имя Его едино».
Осознание этого важнее всех уровней веры. Любавичский Ребе Король Мошиах объясняет, что когда в творении останется нечто, что не отождествляется в полной мере с исключительностью Всевышнего, то это означает, что она не является совершенной. Для того, чтобы исключительность была полной, она должна быть явно осязаемой и заметной во всех аспектах творения. Поэтому особенно подчеркивается тот факт, что всем станет известно, что «Г-сподь Один, и Имя Его едино».
В Талмуде рассказывается еще об одном изменении в сознании, которое образуется в результате раскрытия единства Всевышнего. Сегодня мы идентифицируем происходящие с нами события как частично хорошие, а частично плохие. В соответствии с еврейским законом, в отношении кажущихся нам хороших вещей мы произносим благословение «…который добр и творит добро», а отношении кажущихся нам плохих вещей благословение будет «…справедливый судья». Ведь несмотря на то, что я Творец является сутью добра, часть происходящих с нами событий мы воспринимаем как зло, так как у нас нет возможности выдержать всю мощь добра Всевышнего, находящегося в них. Но во время Освобождения мы сможем воспринять все это благо, поэтому ничего не будет считаться нами отрицательным и мы всегда будем произносить благословение «…который добр и творит добро».
Источники: «Книга заповедей» РАМБАМа, заповедь «делай» №2. Талмуд, трактат «Псахим» 50а и комм. РАШИ и МААРША там. «Ликутей Тора», глава «Дварим» 4б. «Ликутей Сихот» том 4, стр. 1171, прим. 22.