СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 08:35

Пожертвования во время Освобождения

В Торе рассказывается об небывалом материальном изобилии, которое мы будем иметь во время Освобождения: необыкновенного размера плоды, урожай в тот же день... Возникает вопрос — как в такое время мы будем исполнять заповедь о благотворительности («цдака»)?

1424 (0) мин.
Свободный перевод:Шолем Лугов

В Торе рассказывается об небывалом материальном изобилии, которое мы будем иметь во время Освобождения: необыкновенного размера плоды, урожай в тот же день... У каждого еврея будет 90 ливийских ослов, нагруженных золотом и серебром. Как постановил РАМБАМ (12:5): «В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии‚ и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного».

Возникает вопрос — как в такое время мы будем исполнять заповедь о благотворительности («цдака»)? Кто будет считаться бедным, чтобы ему можно дать пожертвование?

Есть несколько возможных ответов.

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах пишет, что заповедь благотворительности будут исполнять только в первый период Эры Мошиаха, когда «в мире все остается по-прежнему» по словам РАМБАМа. В это время в мире будут как богатые, так и бедные, поэтому давать пожертвования будут в буквальном смысле.

Но в более позднем периоде уже не будет бедняков, как сказано («Дварим» 15:4): «Однако не будет у тебя нищего» и тогда уже потребуется найти другие способы для исполнения этой заповеди. Ребе даже сказал как-то, что сейчас нужно использовать все возможности для того, чтобы исполнить эту заповедь в ее буквальном смысле, перед наступлением времени, когда придется это делать по-другому.

Одна из таких возможностей, о которых говорит Ребе, это исполнение заповеди благотворительности в духовном смысле с помощью того, что знающий больше будет обучать Торе знающего меньше. Ведь и тогда будут различные уровни в изучении Торы. «Нужно сказать, — пишет Ребе, — что так как и в будущем останется разница между „большими“ и „малыми“, как сказано (Ирмияу 31:33: „И не будет больше каждый учить ближнего своего“, но вместе с этим сказано сразу после этого: „от мала до велика“, то между ними будет возможно исполнение заповеди о благотворительности».

Несмотря на то, что пророк говорит, что «не будет больше каждый учить ближнего своего и каждый — брата своего… ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня», имеется в виду только познание Всевышнего, о котором говорит пророк. Но в изучении Торы остается разница уровней между людьми и в этом смысле они смогут исполнять заповедь благотворительности.

Другая возможность, о которой говорит Ребе, это то, что не будет больше благотворительности, но останется помощь ближнему: один богатый человек даст деньги другому богатому человеку.

Но это не совсем понятно, ведь для чего нужна такая передача денег, когда никто из участвующих в этом процессе не будет нуждаться в них. Поэтому Ребе объясняет, что помощь ближнему будет происходить не оттого, что богач нуждается в деньгах, ведь тогда он уже считается бедным, а для сохранения самой идеи помощи ближнему, которая является одной из трех столпов, на которых стоит мир (см. «Поучения отцов» 1:2). В качестве иллюстрации можно привести рассказ Ребе РАЯЦа, как в Любавичах евреи одалживали друг другу деньги только для того, чтобы исполнить заповедь, и в заслугу этого для них светил столп света из высшего мира.

Хатам-Софер приводит дополнительную возможность, что заповедь благотворительности будут исполнять с помощью изучения законов об этом (как мы делаем это в отношении жертвоприношений — так как у нас сегодня нет возможности принести животных в Храм, мы вместо этого изучаем процесс принесения жертвоприношений). Во время Освобождения мы начнем приносить животных в Храм, а заповедь благотворительности (которую мы не сможем исполнить буквально) мы станем исполнять с помощью изучения соответствующих законов. И эта учеба зачтется нам как благотворительность.

В книге «Яфе ла-лев» р. Нисим Фаладжи приводит четвертый вариант — когда все евреи станут богатыми, они будут исполнять заповедь благотворительности раздавая деньги народам мира. Так было во время Авраама, который открыл свои двери для арабов, которые поклонялись пыли на своих ногах. Интересно отметить, что он считает, что заповедь подарков бедным в Пурим можно исполнить с бедняками из народов мира, если нет таких евреев.

Опубликовано: 19.09.2017 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter