Перед тем, как есть хлеб, мы произносим следующее благословение: «Благословен Ты, Б-г Всемогущий наш, Властелин Вселенной, вырастивший хлеб из земли».
Из всех благословений перед едой, это является единственным, где при описании осуществляемого действия используется определённый артикль — буква «эй» («а-моци»). В других благословениях мы говорим «сотворивший плод дерева» или «сотворивший разнообразные виды пищи» («борэ», а не «а-борэ»).
Хотя некоторые мудрецы в Талмуде полагают, что также и благословение на хлеб следует произносить без определённого артикля, но это мнение не было принято в качестве практического закона.
Одно из объяснений использования дополнительной буквы приводит рабби Йоэль Сиркиш (БАХ). Он пишет, что кроме благодарности Всевышнему за обеспечение нас хлебом, мы также имеем в виду просьбу о воплощении пророчества, что в будущем на Земле Израиля начнут расти булки и шелковые одежды. Поэтому изменение в этом благословении намекает нам о тех вещах, которые произойдут после наступления Освобождения.
По этой причине мы используем в этом благословении слово «земля» («арэц»), а не «почва» («адама»), так как это намек на будущее, что связано именно Землей Израиля.
Рав Ицхак бен Йосеф (дядя р. Йосефа Каро) задает другой вопрос по поводу текста этого благословения. Очевидно, что Всевышний выращивает из земли не хлеб, а пшеницу. Тогда почему мы говорим «...вырастивший хлеб из земли»? И он объясняет это также, как и рабби Йоэль Сиркиш, что это намек о будущем Освобождении, когда Всевышний будет извлекать хлеб прямо из земли.
Источники: Вавилонский Талмуд трактат «Брахот» 38а, «Шабат» 30б. БАХ п. 167. «Порождение Ицхака» гл. «Ваикра» гл. 25. «Шулхан Арух» Алтер Ребе 202:17. «Порядок благословений» Алтер Ребе 1:8.