21 Менахем-Ава 5781 года, шестой день недели, гл. Экев

Уничтожение Амалека сегодня и завтра

09.02.2021 526 (0)
Уничтожение Амалека сегодня и завтра
Уничтожение Амалека сегодня и завтра

В Торе есть заповедь уничтожить амалекитянский народ, как сказано («Дварим» 24:19): «Сотри память об Амалеке». На данный момент мы не знаем, кто конкретно является потомком Амалека. Кроме того, есть точка зрения, что обязанность уничтожить Амалек возложена только на еврейского короля. Из этого следует, что полностью Амалека уничтожит именно Король Мошиах.

В наше время мы можем исполнить это только в духовном плане. В учении хасидизма объясняется, что «гиматрия» (числовое знание) слова «Амалек» соответствует слову «сафек» (сомнение). Духовный Амалек — это то проявление «йецер а-ра» (злого начала), которое стремится пробудить у еврея сомнения в вере и охладить энтузиазм во всем, что касается Торы и заповедей. Поэтому оружие против Амалека это именно проявление теплоты и супер-энтузиазма во всем, что касается служения Всевышнеу. Таким образом, мы заставляем «лед холодности растаять» и как бы стираем память об Амалеке.

Кроме заповеди уничтожить Амалека и стереть память о нем с лица земли, есть также заповедь помнить и не забывать то зло, которое причинил нам Амалек. Эта заповедь исполняется и сегодня: ежедневно, когда мы читаем отрывки из Торы, где рассказывается о злодеяниях Амалека, и особенно несколько раз в году, когда мы читаем эти отрывки в синагоге во время общественной молитвы.

А что же будет во время Мошиаха, когда Амалек будет полностью уничтожен? Будем ли мы обязаны и тогда помнить о его злодеяниях? Ведь это одна из 613 заповедей Торы! И если эта заповедь станет неактуальной, то получится, что в Торе будет уже не 613, а 612 заповедей?

Что касается заповеди уничтожить Амалека, то хотя эту заповедь будет невозможно практически исполнить после его уничтожения, она останется актуальной в том плане, что если и теоретически Амалек (в своем физическом или духовном проявлении) будет где-то обнаружен, евреи будут обязаны его уничтожить.

Что же касается обязанности помнить о злодеяниях Амалека, то на эту тему существует дискуссия среди еврейских законодателей. Согласно одному мнению, исполнение этой заповеди является средством для того, чтобы мы не забыли о злодеяниях Амалека и были готовы уничтожить его при первой возможности. Соответственно, когда Амалек будет уничтожен, эта заповедь практически станет неактуальной, а ее смысл останется чисто теоретическим (если гипотетически появится Амалек, то тогда мы будем обязаны помнить о его злодеяниях, чтобы уничтожить его).

Однако согласно другому мнению, обязанность помнить о злодеяниях Амалека является как бы самоцелью, а не только средством для его уничтожения. Поэтому даже когда он будет полностью уничтожен, эта заповедь останется актуальной и практически.

Источники: Таргум Йонатан бен Узиэль и комментарии рабейну Бехайе «Дварим» 25:19; «Танхума» в конце гл. «Тэцэ»; «Псикта дэ-рав Каана» гл. «Захор»; Вавилинский Талмуд трактат «Брахот» 28а; «Книга заповедей» РАМБАМа, заповеди «делай» 187-189, заповедь «не делай» 58; «Сефер а-Хинух», заповедь 603; «Шулхан Арух» Алтер Ребе 60:4; «Шевет Йеуда» раздел 22; «Игрот Кодеш» том 11, стр. 338 и том 13, стр 137; «Ликутей Сихот» том 2, гл. «Тэцэ». См. также «Шаарей Йешива» (Цфат 5762 г.) начиная с стр. 473.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter