СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 15:24

Надеяться на Всевышнего или остерегаться опасностей?

Человек должен делать все зависящее от него для сохранения своего здоровья; но главное — сохранять душевное спокойствие и покой с абсолютным знанием того, что Всевышний управляет миром, и от Него исходит только благо.

1885 (0) мин.
Сокращенный перевод: Шолем Лугов

Эпидемия коронавируса, распространяющаяся по всему миру за последние недели, вызывает у многих людей опасения, часто переходящие в панику. Изучение идеи упования на Всевышнего и размышления об этом дают возможность снять стресс и действовать разумно, а не истерично.

Тем не менее, в соответствии со сказанным в Торе («Дварим 4:15): «И берегите себя очень ради душ ваших», нужно быть осторожными и следить за здоровьем, чтобы не подвергать себя излишней опасности. Этот подход много раз проявляется в беседах и письмах Ребе Короля Мошиаха: в подобных ситуациях Ребе поддерживает полную уверенность во Всевышнем и душевное спокойствие, но в то же время даёт указания слушать указания врачей и вести себя естественным путём — мы должны делать всё необходимое для поддержания здоровья без всяких «штучек».

Уповать на Б-га и остерегаться опасности

Глядя на вещи глубже, можно, казалось бы, задать простодушный вопрос: поскольку мы должны по-настоящему полагаться на Всевышнего и знать, что всё только в Его руках, какова причина чрезмерных попыток в области охраны здоровья?

В книге «Врата упования» (в четвертой главе) рабейну Бахья посвящает длинное и глубокое объяснение ответу на этот вопрос. Содержание вкратце таково, что человек действительно должен быть спокойным по отношению к тому, что с ним происходит, так как на всё воля Б-га, а сам он не в состоянии ничего изменить (разве только с помощью духовных действий, таких как молитва). И все же, человек не должен подвергать себя опасности с мыслями, что если ущерб будет ему нанесен, это произойдет в любом случае — будет ли он осторожным, или нет. Аналогично, если против него ничего нет, он не пострадает, даже если не станет охранять себя. Почему? Поскольку эта мысль собьет его с толку и нанесет реальный ущерб:

Допустим, человеку предназначено, что с ним случится что-то плохое и это действительно произошло — если человек старался всеми силами спастись, то это указ с Небес и ответственность за результат не лежит на нём самом, в отличие от ситуации, когда он не задействовал все свои силы. В таком случае, если с ним случится что-то плохое, человеку будет вменено за грех его бездействие, потому что он нарушил волю Б-га.

Возможна ситуация, когда человека не осудили Свыше, чтобы случилось что-то плохое. В этом случае он всегда должен делать все возможное, чтобы охранять себя от напастей, и не должен излишне подвергать себя опасности. Но риск — даже в случае спасения, когда Всевышний дарует ему жизнь — причиняет человеку убытки. Если он заботился бы о себе, ему не нужно было это «чудо» и эта особая охрана Свыше. Но так как он пренебрег охраной, ему нужно было активировать это «чудо» для своего спасения, и он «израсходовал» свои права, которых теперь у него стало меньше.

Если на Небесах было постановлено причинить ему этот ущерб, так у Всевышнего есть для этого много способов, а человеку заповедано не причинять вреда другому. Согласно воле и повелению Божьему, человеку запрещено быть «посланником», через которого будет нанесен ущерб. Кроме того, человек должен помнить, что его жизнь — это залог, который он получил от Всевышнего, и на протяжении всей своей жизни ему поручено хранить его как можно лучше. Если человеку пришла болезнь или другое зло от Всевышнего, а он делал все возможное, чтобы избежать их, заботясь о себе и принимая меры предосторожности, то он не будет привлечен к ответственности за результат; но если человек не будет осторожен, ответственность за отрицательный результат будет возложена на него.

Жизнь каждого человека находится только в руках Б-га, поэтому человеку строго запрещено подвергать себя опасности или вредить своей жизни...

Хотя Всевышний управляет всей реальностью и определяет наше будущее, Он хочет, чтобы мы выбирали благо. Охрана здоровья и стремление избежать ненужных опасностей — это часть того же выбора.

Следовательно, мы понимаем, что, когда речь идет о вещах, которые находятся вне контроля человека и он не имеет возможности защититься от них естественным путем, ему совершенно нечего бояться с той же уверенностью, что абсолютно всё в руках Всевышнего. Это было объяснение из книги «Врата упования».

Не бойтесь!

Как Ребе пишет в одном из своих писем («Игрот Кодеш» том 5, стр. 242):

Этим я хочу еще раз подчеркнуть, что каждый еврей, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, должны быть крепки в своём уповании на Всевышнего, благословен Он. Точно так же, как каждый еврей верит полной верой, что Святой благословенный является Властелином мира, так же Он является и хозяином жизни каждого еврея, как мужчины, так и женщины. И так как с уверенностью можно сказать, что Всевышний добр и правит миром добром, и каждый человек находится под Его персональным надзором, то становится ясно, что бояться нечего...

Из этого мы учим, что с практической точки зрения человек должен делать все зависящее от него для сохранения своего здоровья; но главное — сохранять душевное спокойствие и покой с абсолютным знанием того, что Всевышний управляет миром, и от Него исходит только благо.

Опубликовано: 21.03.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter