СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 12:45

Просьба о прощении у многих людей

«Простите если чем обидел», «Прошу прощения за всё» — всегда ли работают такие формулировки с точки зрения еврейского закона?

26.09.2020 1175 мин.

«Простите если чем обидел», «Прошу прощения за всё» — всегда ли работают такие формулировки с точки зрения еврейского закона?

Многим известно сказанное в «Шулхан Арухе» (раздел «Орах Хаим» 606:1) о том, что: «Йом-Кипур не приносит искупление за те грехи, которые были совершены человеком по отношению к другому человеку».

Но достаточно ли извиниться используя общую формулировку, например: «Прости(те) если чем обидел», «Прошу прощения у всех за всё чем мог обидеть», и т.д. А тем более если этого говорится не самим человеком при личном живом общении, а выставляется текстовым сообщением в социальных сетях и т.д., от чего, собственно, может усилиться ощущение того, что автор сообщения решил хитроумным способом усидеть на двух стульях: и особо не утрудиться в выполнении данной нелёгкой задачи, попросить прощения у другого человека, и при этом исполнить эту непростую обязанность на уровне «меадрин мин а-меадрин» (лучшим из лучших способом).

«Мишна Брура» (в комментарии 3, там же) пишет: «Во время просьбы о прощении необходимо, чтобы просящий перечислил что конкретно сделал неправильно (досл. в чём согрешил) в отношении ближнего (у которого он просит прощения), за исключением ситуации если просящий знает о том, что если он будет перечислять то, в чем он поступил неправильно, то тот у кого он просит прощения будет испытывать стыд — в таком случае можно не перечислять. Если человек просит прощения у многих в общем, то не исполняет свой долг если знает о том, что совершил некое прегрешение в отношении отдельного лица в частности».

После прочтения этих слов некоторые могут подумать: «А может быть Алтер Ребе считает по-другому (вдруг раввины литовского толка наустрожали)?»

Открываем «Шулхан Арух а-Рав» 606:1 и видим следующее: «Во время просьбы о прощении необходимо, чтобы просящий перечислил то, чем конкретно согрешил по отношению к ближнему, у которого он просит прощения. За исключением ситуации если тот, у кого просят прощения, будет испытывать чувство стыда от перечисления того, что было сделано неправильно в отношении него, и в таком случае можно не перечислять содеянное».

Вывод очевиден.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter