Правильно ли называть еврея «приближенным» или «баал тшува»?

24.04.2013 2577 (2)
Правильно ли называть еврея «приближенным» или «баал тшува»?
Правильно ли называть еврея «приближенным» или «баал тшува»?

Изначально надо знать, что каждый еврей близок к Б-гу, потому что у него есть божественная душа и поэтому он безусловно, в любом случае, является евреем вне зависимости, соблюдает ли он заповеди Торы или нет. Это в особенности относится к нашему поколению, в котором многие евреи не получили должного еврейского воспитания и поэтому они приравниваются законом1 к ребенку, который не по своей воле попал в нееврейскую среду. Наша же задача — раскрыть его внутренний потенциал, зажечь его внутренний огонь и привести к тому, чтобы существующая близость к Б-гу2 была полностью реализована на деле — в изучении Торы, соблюдении законов и исполнении добрых дел.

По поводу «баал тшува» РАМБАМ3 считает: «Это грех говорить «баал тшува»: „Вспомни своё первоначальное поведение“, или упоминать ему его прошлое неправильное поведение, чтобы его опозорить, или упоминать похожие вещи и темы для того, чтобы напомнить ему, что он делал».

Из слов РАМБАМА4 следует, что нельзя никаким образом напоминать человеку о его прошлом поведении, а также он сам должен воздерживаться от подобных рассказов.

Исключением из этого правила может являться ситуация, когда посредством своего примера он помогает приблизить других евреев к еврейству. В таком случае, он как будто жертвует своей душой, чтобы помочь другому еврею. Но это не должно стать обычной практикой поведения.

По поводу вопроса, как относиться к «баал тшува» существует несколько высказываний Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА:

1. Ребе объясняет, что этим упоминанием также нарушается аналогичный запрет касающегося гера5: «И пришельца не обижай»6. То есть, как нельзя напоминать человеку, что он гер, также нельзя напоминать человеку, что он «баал тшува».

2. В другом месте Ребе объясняет, что напоминание человеку о том, что он «баал тшувa», входит в запрет Торы: «И не обижайте друг друга», и считается нарушением закона7.  

3. Относительно вопроса, нужно ли выделять отдельные классы для «баалей тшува», чтобы не смешивать их с детьми из религиозных семей, Ребе ответил, что по его мнению (основываясь на словах РАМБАМа) нельзя напоминать каждый раз человеку что он «баал тшува». И, значит, нельзя разделять детей по этому признаку.

Иначе говоря, объясняет Ребе, когда делят между более или менее знающими учениками, то эту причину можно объяснить самому  ученику. Но «баал тшува» нельзя объяснить причину, почему его отделили ото всех, поскольку запрещено напоминать ему, что он «баал тшува»8.

4. Нельзя называть еврея «приближенным» («мекурав») так как никто из глав ХАБАДа так не называл евреев. Кроме этого, Ребе Король Мошиах ШЛИТА выражает удивление, что кто-то в состоянии определить, кто близок к Б-гу, а кто далек от Него (в особенности, так как каждый еврей является для Б-га единственным сыном и любое минимальное усилие, которое он прикладывает, очень важно и ценится самим Творцом9).

Правильным путем по Торе является то, что каждого еврея нужно уметь воспринимать таким, какой он есть, и при этом помогать ему приблизиться к еврейству. Делать это надо основательно — шаг за шагом, и очень тактично, чтобы не смущать человека.

Что касается общественного плана, то нужно принять его в еврейскую общину и постараться привести его к тому уровню, при котором он начнет чувствовать себя неотъемлемой частью религиозной общины. Подход ХАБАДа заключается в том, что в основном делается акцент на позитивные поступки и значительно меньше — на негативные. И именно это дает хороший результат.

Есть еще одна причина  не употреблять выражение «приближенный» — не надо превращать статус «баал тшува» в вечный, тем самым создавая впечатление, что человек постоянно находится между двумя мирами. И поэтому желательно, чтобы он укрепился в заповедях Торы, соблюдении ее законов и хороших дел, достигнув положения равноправного члена религиозной общины, ничем не отличающегося от еврея, соблюдающего все заповеди с детства.

Примечания:
1 Трактат «Шабат» 68.
2 РАМБАМ, «Законы об ослушниках» 3:3.
3 РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 7.
4 По всем разделам законах о раскаянии.
5 Глава «Мишпатим» 28:20.
6 РАШИ: «Это оскорбление словесное». A также см. беседу Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА, канун третьего дня полупраздничных дней Суккот 5714 г.
7 Глава «Бэар» 28:17; Беседа Ребе Короля Мошиаха за 20-го Mенахем-Aва, 5746 г.; РАМБАМ, «Законы о продаже» 14:12-13; «Шулхан Арух» Алтер Ребе раздел «Хошен у-мишпат» законы «Она`а» конец 28 главы.
8 Ответ Ребе Короля Мошиаха напечатан в 1987 г.  в книге «Бецель а-хохма» стр. 128, (сборник встреч Ребе с раввинами и адмурами).
9 «Сихот Кодеш» 5740, том 3, стр. 102 и далее.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Общество (другие статьи):