СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 06:50

Одалживать ли деньги людям?

Правда ли то, что Всевышний запрещает одалживать деньги человеку, если есть высокая вероятность, что он их не вернет?

15.10.2013 3698 мин.

Вопрос: Правда ли то, что Всевышний запрещает одалживать деньги человеку, если есть высокая вероятность, что он их не вернет?

Ответ:

1. Существует указание Торы1 одалживать деньги всем тем, кто в этом нуждается.

2. Одалживать деньги нужно как бедным, так и богатым2.

3. Объясняет РАМБАМ, что заповедь одалживания денег важнее, чем заповедь цдака3.

4. Запрещается одалживать деньги без свидетелей4. Если обе стороны не хотят афишировать это, то тогда закон предлагает две дополнительные опции: 1) Обе стороны обязаны написать договор, в котором будет указана сумма, взятая в долг, и в какой срок должник обязывается её вернуть5. 2) Должник должен дать своему кредитору залог6. Если кредитор одалживает деньги, не использовав один из вышеупомянутых вариантов, то в таком случае он нарушает7 запрет Торы: «Перед слепым не ставь препятствие (чтобы он не споткнулся)»7.

Как исключение, можно одолжить деньги и без одного из этих опций, но тогда тот, кто одалживает, должен решить про себя, что если должник забудет вернуть эту сумму денег, то кредитор ему полностью прощает всем сердцем и пусть этот долг засчитывается как подарок. В таком случае задолжник не нарушит закон Торы, и они оба не поссорятся из-за этого.

5. Запрещается брать деньги в долг и тратить их не с той целью, с которой они были взяты8, исключая возможность кредитора просить о возврате долга. Тот, кто так себя ведет, назван Торой: «Берет взаймы грешник и не отдает»9. Если же кредитор знает, что должник обладает этим качеством, в таком случае, желательно не одалживать ему деньги10.

Деньги
Деньги

Примечания:
1 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, законы «Ссуды» п. 1. В книге «Шмот» (22:24) сказано: «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного при тебе, не веди себя с ним как взыскатель долгов; не возложите на него лихвы». Комментирует РАШИ на слова «Мой народ»: (Когда нужно выбрать между) Моим народом и иноверцем, Мой народ имеет преимущество. Бедный и (более) состоятельный — бедный имеет преимущество. Твои бедные (родственники) и бедняки твоего города — твои бедные (родственники) имеют преимущество. Бедняки твоего города и бедняки другого города — бедняки твоего города имеют преимущество. И таково значение: «когда деньгами будешь ссужать — Мой народ» ссужай (прежде всего), а не иноверца. А кого именно из Моего народа? Бедного. А какого бедного? Который при тебе, с тобою. Другое объяснение (слов) «Мой народ»: не унижай его, не относись к нему пренебрежительно, когда будешь ссужать, потому что он «Мой народ». «Бедного при тебе» — взгляни на себя, как если бы ты был этим бедняком (т.е. представь себя на его месте). Не веди себя с ним как взаимодавец (взыскатель долгов). Не принуждай его, силой не добивайся от него (возвращения долга). Если знаешь, что у него нет (денег), своим отношением не напоминай ему, что ты дал ему в долг, но (относись к нему так), как если бы ты в долг ему не давал; иначе говоря: не смущай его.
2 Трактат «Сукка 49б».
3 Поскольку все знают о протягивающему руку бедняке, но о том, кто совсем недавно стал нуждающимся, людям не известно; поэтому желательно именно ему одолжить, чтобы он не стал бедняком, и этим предотвратить величайший позор. Поэтому закон одалживать нуждающемуся стоит (в данном случае) на важнейшем уровне, более,чем закон давать милостыни. Трактат «Шабат» 63a.
4 Поскольку человек может забыть о том, что он одалживал деньги, и этим самым нарушить закон Торы, касающийся грабежа («Шулхан Арух» 70:1).
5 И это самый лучший путь одалживать деньги, так как при наличии залога можно забыть о занятой сумме, а свидетели могут не находиться в этом месте, и в то время, когда надо будет вернуть долг. («Шулхан Арух» Алтер Ребе, законы «Ссуды» 1:6).
6 В таком случае, даже если должник забудет о том, что брал долг, то сам залог ему напомнит об этом.
7 «Ваикра» 19:14.
8 Например, когда деньги были взяты в долг для цели бизнеса, и вместо этого задолжник разбрасывается ими не по назначению, то есть тратит их на отдых, а не на бизнес.
9 Псалмы 37:21.
10 Поскольку этим он постоянно будет нарушать закон Торы, требуя деньги, которых, в принципе, у задолжника нет.

Комментарии: 4 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter