28 Сивана 5782 года, второй день недели, гл. Корах | 2022-06-27 12:58

Одалживать ли деньги людям?

Правда ли то, что Всевышний запрещает одалживать деньги человеку, если есть высокая вероятность, что он их не вернет?

3380 (4)
Одалживать ли деньги людям?
Одалживать ли деньги людям?

Вопрос: Правда ли то, что Всевышний запрещает одалживать деньги человеку, если есть высокая вероятность, что он их не вернет?

Ответ:

1. Существует указание Торы1 одалживать деньги всем тем, кто в этом нуждается.

2. Одалживать деньги нужно как бедным, так и богатым2.

3. Объясняет РАМБАМ, что заповедь одалживания денег важнее, чем заповедь цдака3.

4. Запрещается одалживать деньги без свидетелей4. Если обе стороны не хотят афишировать это, то тогда закон предлагает две дополнительные опции: 1) Обе стороны обязаны написать договор, в котором будет указана сумма, взятая в долг, и в какой срок должник обязывается её вернуть5. 2) Должник должен дать своему кредитору залог6. Если кредитор одалживает деньги, не использовав один из вышеупомянутых вариантов, то в таком случае он нарушает7 запрет Торы: «Перед слепым не ставь препятствие (чтобы он не споткнулся)»7.

Как исключение, можно одолжить деньги и без одного из этих опций, но тогда тот, кто одалживает, должен решить про себя, что если должник забудет вернуть эту сумму денег, то кредитор ему полностью прощает всем сердцем и пусть этот долг засчитывается как подарок. В таком случае задолжник не нарушит закон Торы, и они оба не поссорятся из-за этого.

5. Запрещается брать деньги в долг и тратить их не с той целью, с которой они были взяты8, исключая возможность кредитора просить о возврате долга. Тот, кто так себя ведет, назван Торой: «Берет взаймы грешник и не отдает»9. Если же кредитор знает, что должник обладает этим качеством, в таком случае, желательно не одалживать ему деньги10.

Деньги
Деньги

Примечания:
1 «Шулхан Арух» Алтер Ребе, законы «Ссуды» п. 1. В книге «Шмот» (22:24) сказано: «Когда деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного при тебе, не веди себя с ним как взыскатель долгов; не возложите на него лихвы». Комментирует РАШИ на слова «Мой народ»: (Когда нужно выбрать между) Моим народом и иноверцем, Мой народ имеет преимущество. Бедный и (более) состоятельный — бедный имеет преимущество. Твои бедные (родственники) и бедняки твоего города — твои бедные (родственники) имеют преимущество. Бедняки твоего города и бедняки другого города — бедняки твоего города имеют преимущество. И таково значение: «когда деньгами будешь ссужать — Мой народ» ссужай (прежде всего), а не иноверца. А кого именно из Моего народа? Бедного. А какого бедного? Который при тебе, с тобою. Другое объяснение (слов) «Мой народ»: не унижай его, не относись к нему пренебрежительно, когда будешь ссужать, потому что он «Мой народ». «Бедного при тебе» — взгляни на себя, как если бы ты был этим бедняком (т.е. представь себя на его месте). Не веди себя с ним как взаимодавец (взыскатель долгов). Не принуждай его, силой не добивайся от него (возвращения долга). Если знаешь, что у него нет (денег), своим отношением не напоминай ему, что ты дал ему в долг, но (относись к нему так), как если бы ты в долг ему не давал; иначе говоря: не смущай его.
2 Трактат «Сукка 49б».
3 Поскольку все знают о протягивающему руку бедняке, но о том, кто совсем недавно стал нуждающимся, людям не известно; поэтому желательно именно ему одолжить, чтобы он не стал бедняком, и этим предотвратить величайший позор. Поэтому закон одалживать нуждающемуся стоит (в данном случае) на важнейшем уровне, более,чем закон давать милостыни. Трактат «Шабат» 63a.
4 Поскольку человек может забыть о том, что он одалживал деньги, и этим самым нарушить закон Торы, касающийся грабежа («Шулхан Арух» 70:1).
5 И это самый лучший путь одалживать деньги, так как при наличии залога можно забыть о занятой сумме, а свидетели могут не находиться в этом месте, и в то время, когда надо будет вернуть долг. («Шулхан Арух» Алтер Ребе, законы «Ссуды» 1:6).
6 В таком случае, даже если должник забудет о том, что брал долг, то сам залог ему напомнит об этом.
7 «Ваикра» 19:14.
8 Например, когда деньги были взяты в долг для цели бизнеса, и вместо этого задолжник разбрасывается ими не по назначению, то есть тратит их на отдых, а не на бизнес.
9 Псалмы 37:21.
10 Поскольку этим он постоянно будет нарушать закон Торы, требуя деньги, которых, в принципе, у задолжника нет.

Опубликовано: 15.10.20134
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter