Часто приходится слышать многих людей, которые утверждают, что они верят в Б-га и Тору, но не считают себя обязанными подчиняться указаниям раввинов и свято верить в их слова. Часто также можно услышать такое утверждение: «Тору я читаю и понимаю сам, комментарии мне не нужны». Есть ли правда в этих утверждениях?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться вообще в том, что такое Тора? Обычно слово Тора имеет два смысла — один узкий, а другой широкий. В узком смысле слова, Тора — это то, что называется «Хумаш», то есть Пятикнижие Моисеево. В более широком смысле, Тора — это все книги, которые в еврейской традиции считаются святыми, в том числе книги «Невиим» (Пророки) и «Ктувим» (Писания), которые вместе с Пятикнижием составляют ТАНАХ, а также Талмуд, «Шулхан Арух», «Зоар» и многое другое, вплоть до книг составленных мудрецами нашего времени.
Например, когда говорят что в йешивах учат Тору, то обычно имеется в виду Талмуд, «Шулхан Арух» и т.д., а не Пятикнижие, которое обычно изучается в «хедере» (начальной школе). Важнейшим принципом иудаизма, одним из Тринадцати постулатов еврейской веры, является абсолютная вера в то, что как Письменная Тора (ТАНАХ), так и Устная Тора (Талмуд и т.д.) дана евреям Всевышним. В этом состоит принципиальная разница между иудаизмом и (да не будет рядом помянуто) христианством и учением караимов. Христиане и караимы также верят в ТАНАХ, но отрицают Устную Тору.
Что такое Устная Тора? На горе Синай Моше-рабейну записывал Пятикнижие под диктовку Всевышнего. Пятикнижие можно сравнить с кратким конспектом, который ученик записал во время лекции; причем понятно, что человек, который во время лекции не присутствовал, ничего из этого конспекта не поймет. Только в отличие от обычного конспекта, находясь на горе Синай, учитель (Всевышний) сам продиктовал ученику (Моше-рабейну) текст этого конспекта. Но на самом уроке ученик получил намного больше. Вот эта и есть Устная Тора, которую Моше-рабейну не записал, а получил в устной форме. На первом этапе Устную Тору нельзя было записывать, но после разрушения Второго Храма, мудрецами было принято решение записать часть Устной Торы. В дальнейшем, мудрецы последующих поколений записывали те части, которые не были записаны в начале и так постепенно появилась огромная библиотека святых еврейских книг.
В книги «Дварим» (17:8-12) говорится, что евреи обязаны беспрекословно подчиняться указаниям Верховного Суда мудрецов Торы, который находился в Иерусалимском Храме. В этом Суде было 71 мудрецов и в дальнейшем он получил название Санедрин (Синедрион). Его задачей было правильно и точно сохранять традицию Устной Торы, быть верховном судебным органом еврейского народа и выносить решения в случае дискуссий о правильном понимания Торы. Членами Санедрина могли быть только выдающиеся знатоки Торы, известные своей мудростью и праведностью, а также разбирающиеся в различных языках и науках. В четвертом веке не нашей (это не опечатка) эры, Санедрин был упразднен римскими властями.
Но величайшие мудрецы следующих поколений являются продолжением Санедрина и благодаря им не исчезнет Тора у Израиля. Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (18 век) говорил, что все книги еврейских мудрецов Торы до конца 17 века были написаны с помощью «святого духа» и поэтому не только их содержание, но и сам текст, его порядок и форма изложения, являются точными и Б-годанными, подобно тексту Письменной Торы.
То же самое, без сомнения, касается и учения самого Баал-Шем-Това и его преемников — Межирического Магида, Алтер Ребе и т.д., вплоть до учения главы нашего поколения — Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха.