4 Тевета 5782 года, четвертый день недели, гл. Ваигаш

РАМБАН и РАШИ о начале творения

Всё это Тора привела для того, чтобы дать нам урок: если некий народ будет ещё грешить, он будет убран со своего места и придет другой народ, чтобы захватить его землю, поскольку таков закон Б-га в мире во все времена.

401 (0)
РАМБАН и РАШИ о начале творения
РАМБАН и РАШИ о начале творения

В Торе сказано (Берейшит 1:1): «В начале сотворения Б-гом небес и земли…».

РАМБАН приводит комментарий РАШИ:

Сказал рабби Ицхак: Разве не нужно было начать Тору со слов «Этот месяц для вас — начало месяцев» (Шмот 12:2), что является первой заповедью, которая была заповедана народу Израиля? По какой же причине Тора начинается с «В начале…»? Поскольку «Силу своих деяний сообщил (Б-г) своему народу, дабы даровать им владение народов» (Псалмы 111:6). И если скажут народы мира Израилю: «Грабители вы, поскольку захватили земли семи народов», народ Израиля ответит: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он, Он её сотворил и отдал тому, кто прям в Его глазах. По Своей воле он отдал её им, и по Своей воле забрал у них и отдал нам».

Это агада в том виде, как её привёл рабейну Шломо (РАШИ) в своём комментарии.

[РАМБАН спрашивает, как вообще у рабби  Ицхака мог возникнуть вопрос, зачем Тора начала повествование со слов «В начале сотворения Б-гом…»].

Однако в отношении вопроса рабби Ицхака  уместно спросить: ведь есть большая необходимость начать Тору с «В начале сотворения Б-гом…», поскольку это является основой веры, а тот, кто не верит в это и считает, что мир существовал всегда — он отрицает основу и нет у такого человека Торы вообще!

[РАМБАН отвечает, почему вопрос рабби Ицхака всё же уместен].

Ответ на это таков: сотворение мира — глубокая тайна, которую невозможно понять из написанных строк, и невозможно это досконально постичь, кроме как через традицию, которая была получена Моше-рабейну от Всемогущего, и более того, те, кому эта тайна известна, обязаны её утаивать, поэтому рабби Ицхак и сказал, что не было нужды чтобы Тора начала с  «В начале сотворения Б-гом…», а также (не было нужды, чтобы она) включила рассказ о том, что было сотворено в первый день, во второй и в остальные дни, подробный рассказ о сотворении Адама и Хавы, их грехе и наказании, рассказ о Ган Эдене и о том, как Адам был из него изгнан — поскольку это невозможно полностью понять из (одного лишь) прочтения строк. И тем более это касается рассказа о поколении потопа и поколении рассеяния, о чём не было большой нужды рассказывать.

Людям Торы было бы достаточно и без этих строк, а в общий принцип в отношении шести дней творения они бы поверили из того, что сказано в десяти заповедях, а именно: «Ибо за шесть дней Б-г создал землю, море и всё, что их наполняет, и отдыхал в день седьмой» (Шмот 20:11), а знание деталей осталось бы для избранных людей в качестве закона, полученного Моше на Синае вместе с остальной Устной Торой.

[Объяснив вопрос рабби Ицхака, РАМБАН объясняет ответ, данный на него самим же рабби Ицхаком]

И рабби Ицхак объяснил включение в начале Торы «В начале творения Б-гом…», а также включение всего рассказа о творении до сотворения человека, и тот факт, что Он «предоставил (человеку) власть над творением «своих рук» и всё поместил под ногами его», а также рассказ о Ган Эдене, который является избранным из мест, сотворенных в этом мире, стал местом Его обитания, пока грех человека не изгнал его оттуда, а также люди поколения потопа были устранены из мира за свои грехи, а уцелел только праведный из них (Ноах) со своими детьми, грехи потомков которых привели к их рассеянию по различным землям, и они заняли места по своим семействам и народам, в соответствии с тем, что им удалось.

Всё это Тора привела для того, чтобы дать нам урок: если некий народ будет ещё грешить, он будет убран со своего места и придет другой народ, чтобы захватить его землю, поскольку таков закон Б-га в мире во все времена.

И тем более это касается Кнаана, о котором сказано, что он проклят и продан в вечное рабство, и, следовательно, не подобает чтобы его уделом была лучшая из земель (то есть Земля Израиля), но она является уделом служителей Б-га, потомков Авраама, который Его любил».

И это подобно сказанному (Псалмы 105:44): «Отдал Он им земли народов…».

То есть имеется ввиду то, что Он изгнал восстающих против Него и вместо них поместил там тех, кто Ему служит, чтобы они знали, что земля эта является их уделом в заслугу своего служения Б-гу, и если будут грешить, то земля исторгнет их подобно тому, как исторгла тех, которые были перед ними.

Сказанное нашими мудрецами в мидраше «Берейшит раба» подтверждает данное мною объяснение:

Рабби Йеошуа из Сихнин от имени рабби Леви сказал: «Силу своих деяний сообщил Он своему народу» (Псалмы 111:6).

С какой целью сообщил Святой, благословен Он Израилю то, что было сотворено в первый день и то, что было сотворено во второй день… (Он сделал это) из-за семидесяти народов, чтобы они не докучали Израиль, говоря «Вот ведь вы народ грабителей», поскольку Израиль может им ответить: «А разве в ваших руках не награбленное? Ведь кафторим, которые вышли из Кафтора разбили аввим и заняли их территорию, как сказано: «Что же до аввим, которые обитают в поселениях до Азы, истребили их кафторим, которые вышли из Кафтора, и стали обитать (на земле аввим) вместо них» (Дварим 2:23).

Мир и всё, что его наполняет, принадлежит Святому, благословен Он. Когда Он пожелал, он отдал территорию вам, а когда пожелал, забрал её у вас и отдал нам».

И это то, о чём написано: «Дабы дать им владение народов» (Псалмы 111:6). Он сообщил силу своих деяний своему народу, чтобы отдать им владение народов, и сказал им «В начале…».

А в другом месте содержится упомянутая мною идея о тайнах сотворения мира. Сказали наши мудрецы благословенной памяти: «Силу своих деяний сообщил своему народу.» Полностью сообщить человеку из плоти и крови силу сотворения мира невозможно, поэтому Писание сообщило в общем: «В начале сотворения Б-гом…»

Таким образом подтверждается то, что было нами сказано.

[Краткое содержание и вывод: Исходя из того, каким образом представляет Мидраш РАШИ, можно было подумать, что рабби Ицхак спрашивает: «Почему Торе так важно сообщать нам, что Б-г сотворил мир?»

РАМБАН отвергает такое понимание этого мидраша и объясняет, что вопрос рабби Ицхака следует понимать так: «Зачем нам знать детали сотворения мира: что было создано в первый день, что во второй…».

Почему сказанного о творении мира в десяти заповедях недостаточно?

В подтверждение правильности именно такого понимания мидраша, РАМБАН приводит текст самого мидраша, где сказано: «С какой целью Святой, благословен Он, сообщил нам что было сотворено в первый день, а что во второй…?»

И мидраш отвечает, что все истории о творении мира, включая концепцию награды и наказания, а также изгнания из земли, служат для народа Израиля фундаментом для аргументации в защиту прав на обладание Землей Израиля.]

Опубликовано: 30.09.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter