СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 18:09

Как происходило приобретение Авраамом поля Эфрона?

Свободный перевод:Моше-Залман Забродин 20.11.2022 505 мин.

«И после этого похоронил Авраам Сару, жену свою… И отошло поле вместе с пещерой в нём Аврааму…» («Берейшит» 23:19-20).

Необходимо понять почему сказано «И после этого», ведь из порядка изложения событий Торой и так понятно, что Авраам похоронил Сару после (того, что произошло прежде).

Более того, необходимо понять зачем было необходимо говорить второй раз «И отошло поле» (в добавок к тому, что уже было сказано в строках 17 и 18 ранее).

Объяснение заключается в том, что Тора сообщает нам о том, что поле Эфрона было приобретено Авраамом в соответствии со всеми законами приобретения, поэтому и сказано: «И после этого». Имеется в виду что после того, как Авраам заплатил Эфрону деньги за пещеру, Эфрон отказался от своего права на землю, как пишет РАМБАМ («Законы приобретения и подарков» 1:14): «После того, как нееврей получает деньги (за землю), он отказывается от своего права на нее, но еврей приобретает ее только после того, как получит документ о продаже» (См. также «Шулхан Арух», разд. «Хошен Мишпат» 194:2).

Получается, что это имущество (от прав на которое, получив деньги, нееврей отказался) подобно пустыне, и каждый, кто совершит действие по присвоению («хазака»), приобретет его.

Из слов РАМБАМа видно, что получая деньги нееврей отказывается от права собственности, но не передаёт право собственности еврею.

Так и в случае с Авраамом: тот факт что он заплатил Эфрону не сделал его обладателем этой земли пока он не произвел действие по присвоению на эту землю, похоронив в ней Сару. Если бы Авраам похоронил Сару до того, как заплатил Эфрону, то даже впоследствии заплатив он бы не стал владельцем земли если бы не произвел действие по присвоению.

Остаётся выяснить является ли такое действие (то есть похороны в данной земле) действием по присвоению, которая позволяет приобрести землю нееврея (за которую ему уже были заплачены деньги).

РАМБАМ пишет («Законы продажи» 1:15-16), что употребление в пищу плодов некоей земли считается действием по присвоению, но в «Законах приобретения и подарков» (2:2-7) РАМБАМ пишет так: «В отношении того, что имеет статус ничейного имущества, или же имущества прозелита, который умер, не оставив наследников (еврейских родственников), даже если человек на протяжении нескольких лет ел плоды дерева (находящегося в поле), то он не приобрел ни дерево, ни землю, пока не произведет действие по присвоению в отношении самой земли (или дерева). Что имеется в виду? Если человек обнаружил построенное здание принадлежавшее умершему прозелиту или обладающее статусом ничейного имущества, то если он заштукатурил или отделал (другим способом) отрезок площадью 1 локоть на 1 локоть, то он это здание приобрел. Также тот, кто расстелил подстилки на том имуществе, которое принадлежало прозелиту (который умер) — приобрел это имущество. Подобно этому, тот кто взял землю с верхней части (насыпи) и переместил ее вниз (тем самым выровняв уровень) — приобрел её, но если мы видели что он перемещал ее с высокой части в низкую беспорядочно, то не приобрел её, поскольку в этом случае мы говорим, что делал он это (выравнивание) лишь для того, чтобы проводить на этом месте молотьбу».

Рабби Дон Видаль Ди Толоса (автор «Магид Мишнэ») пишет в своем комментарии на РАМБАМа, что когда говорится о расстилании подстилок, имеется в виду, что человек делал это для сидения на них, и таким образом, расстелил их и, сев на них, этот человек получил выгоду от земли (в результате чего ее и приобрел).

Другое объяснение (которое приводит автор «Магид Мишнэ»): «Расстелив подстилки на земле человек украсил ее, и это подобно нанесению штукатурки и отделке. И это верное объяснение, и р. Йосеф ибн Мигаш, благословенной памяти, согласился с этим объяснением».

Возвращаясь к сказанному выше о том, что Авраам приобрел землю, похоронив в ней Сару, всё понятно в соответствии с первым объяснением «Магид Мишнэ»: поскольку Авраам похоронил в этой земле Сару, считается, что он получил от этой земли выгоду, и тем самым осуществил в отношении неё действие по присвоению.

Что же касается второго объяснения «Магид Мишнэ», и мнения р. Йосеф ибн Мигаш, а именно, чтобы сделать действие по присвоению на землю, необходимо произвести в ней улучшение, подобно отделке (стены дома), на первый взгляд тем, что Авраам похоронил Сару в земле, он не совершил в отношении нее действие по присвоению. Как же он приобрел эту землю?

В качестве ответа можно сказать, что когда строят гробницы, тем более в прежние времена, когда их делали в виде усыпальниц, то их штукатурят и отделывают, и в таком способе сооружения и заключалось действие по присвоению, которое совершил Авраам с землей.

И теперь понятно почему Тора повторно говорит «И отошло поле Аврааму»: тем, что Авраам похоронил Сару, оно в полной мере перешло ему, поскольку без этого действия, хоть Эфрон (получив от Авраама деньги) и отказался от своих прав, в соответствии с вышеприведённым законом поле ещё не считалось принадлежащим Аврааму, и только после того, как он похоронил там Сару, оно к нему отошло.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter