СБП. Дни Мошиаха! 19 Швата 5785 г., второй день недели Мишпатим | 2025-02-17 04:08

Как братья могли продать Йосефа?

Комментаторы Торы задаются вопросом, как могли праведные братья Йосефа продать его в рабство подобным образом? Ведь они были «колена (Израиля), колена Б-га», из которых произошел еврейский народ?

31.12.2024 1 418 мин.

«Как братья могли продать Йосефа? Как они согрешили?» Такие слова вам приходится часто слышать на уроках, не правда ли? Вот и пришло время разобраться с этой историей, которая смогла запутать многих неофитов. Для начала обратите внимание на тот факт, что когда рассказывается история этой продажи («Ваейшев» 37:1-28), Тора не выносит осуждающего приговора братьям Йосефа. Более того, мы не видим даже упрека в их адрес.

Вот сам текст Торы:

И было: когда пришел Йосеф к своим братьям, сняли они с Йосефа платье его... И взяли они его и бросили его в яму... И сели они есть хлеб. И подняли глаза свои и увидели: вот караван ишмаэлим подходит... И сказал Йеуда братьям своим: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и сокроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлим, и руки нашей не будет на нем, ибо наш брат, наша плоть он». И (его) послушали братья его. И проходили люди из Мидьяна, торговцы. И вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали они Йосефа ишмаэлим... И привели Йосефа в Египет... И вернулся Реувен к яме, и вот нет Йосефа в яме.

В самой Торе не говорится, что братья продали Йосефа: «И проходили люди из Мидьяна, торговцы. И вытащили и подняли Йосефа из ямы, и продали они Йосефа ишмаэлим». На первый взгляд кажется, что его продали «люди из Мидьяна», но РАШИ комментирует (на основании мидраша Танхума 1:9:13), что «сыны Яакова (вытащили) Йосефа из ямы и продали его ишмаэлим, а ишмаэлим — мидьяним, а мидьяним — жителям Египта».

Комментаторы задаются вопросом, как могли праведные братья Йосефа продать его в рабство подобным образом? Ведь они были «колена (Израиля), колена Б-га» (Псалмы 122:4), из которых произошел еврейский народ?

По этому поводу есть несколько объяснений.

1. Намерение братьев состояло в том, чтобы указ о рабстве потомков Авраама был выполнен только путем продажи Йосефа, и, таким образом, большинство колен получили бы от этого выгоду (Хезкуни).

2. Братья боялись, что Йосеф пришел к ним не для того, чтобы передать привет от отца, а для того, чтобы составить заговор против них или предать их, чтобы их отец проклял их или Б-г наказал их, и, таким образом, Йосеф остался бы один, как единственный потомок праотцов. И акция по продаже должна была свести на нет это беспокойство (Сфорно).

3. Братья считали Йосефа клеветником, а каждый клеветник вызывает кровопролитие, поскольку мудрецы говорят, что клевета убивает троих. Поэтому сказано в Торе перед этим (37:18): «И они увидели его издали и, прежде чем он приблизился к ним, злоумышлять стали против него, чтобы убить его» в соответствии с правилом: «Того, кто приходит убить тебя, убей первым» (Кли Якар).

Согласно всем вышеизложенным трактовкам, конечно, братья после продажи пожалели о своих действиях. Либо из-за проявившейся в них жестокости, либо потому, что они могли поступить, в конце концов, по-другому...

Гениальное объяснение дается в учении хасидизма. Ребе говорит («Ликутей Сихот» том 20, стр. 187), что о продаже Йосефа сказано в книге «Зоар» (гл. «Вайешев» 184:1), что Всевышний заставил братьев Йосефа продать его, чтобы исполнился указ об отправке еврейского народа в изгнание в Египет. В «Зоар» поясняется, что причина, по которой Йосефу пришлось спуститься в Египет, заключалась именно в том, что его продали братья. На первый взгляд, Всевышний мог отправить Йосефа в Египет другим способом, но нужно было сделать так, чтобы сыны Яакова властвовали над ним, бросив его в яму и продав его, как господин, продающий своего раба, чтобы перед спуском в Египет Йосеф стал рабом своих братьев.

Из-за этого произошло следующее: когда евреи позже пришли в Египет, египтяне не могли иметь полный контроль над ними, как они имели над другими своими рабами (при этом «ни один раб не мог сбежать из Египта»). Наоборот: поскольку египтяне стали рабами Йосефа, а Йосеф был «рабом сынов Израилевых», отсюда следует, что «Израиль правил всеми ими».

Из этого объяснения в «Зоар» понятен внутренний смысл продажи Йосефа, подчеркнутый в Торе, что, не принимая во внимание негативное намерение, которое было у братьев Йосефа, на самом деле из этого выросло хорошее дело, как сказано (45:5): «И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б-г пред вами».

Продажа не только принесла хороший результат еврейскому народу, когда Йосеф позже был назначен наместником, но и сама продажа дала возможность осуществить исход из Египта (45:7): «И послал меня Б-г пред вами, чтоб положить вам останок на земле и животворить вас для спасения великого».

Таким образом, продажа братьями Йосефа вызвала две противоположные вещи: со стороны братьев Йосефа, намерением который при продаже было, чтобы Йосеф стал рабом, продажа вызвала изгнание в Египет, а со стороны замысла Творца во время этой продажи — появилась сила для освобождения из рабства.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter