Эльдад и Мейдад — две библейские фигуры, упомянутые в отрывке из Торы («Беаалотха» 11:26-29). Они пророчествовали независимо друг от друга в лагере: «Но остались два мужа в стане, имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад; и почил на них дух, а они из (числа) записанных, но не вышли к шатру. И стали они пророчествовать в стане».
Существует несколько объяснений происхождения Эльдада и Мейдада:
1. В Мидраше «Танхума» сказано, что они были одними из вождей колен Израиля. Эльдад — это Элидад сын Кислона из колена Биньямина («Бамидбар» 34:21), а Мейдад — это Кемуэль сын Шифтана из колена Эфраима («Бамидбар» 34:24).
2. В переводе Йонатана бен Уззиэля говорится, что они были братьями Моше по материнской линии, так как после того, как Амрам развелся с Йохевед, она вышла замуж за Элицафана бен Парнаха (глава рода Звулуна, см. «Бамидбар» 34:25) и родила ему их.
3. В «Даат Зкеним» на Тору (в гл. «Беаалотха» 11:27) говорится: «Эльдад и Мейдад были братьями Моше. Но когда была дана Тора, аморальные отношения были запрещены и поэтому все развелись. Сам Амрам, отец Моше, расстался со своей тетей Йохевед, которая также была его женой. Затем он женился на другой женщине и родил Эльдада и Мейдада». В «Тосафот» РОШа объясняется, что Амрам расстался с Йохевед по этой же причине, но не в то время. Ибо Амрам был пророком, и когда он узнал об этом запрете, то расстался с Йохевед. Все это объясняется более подробно в «Толдот Ицхак» от рабби Ицхака Каро в главе «Беаалотха», где говорится: «Амрам узнал от Моше о запрете об аморальных отношениях, которые позже были приняты Торой. В результате он расстался со своей тетей Йохевед и взял себе другую жену». Об этом упоминает Ребе в одном из своих писем («Игрот Кодеш» том 15, стр. 220).