Этот вопрос обсуждается мудрецами Вавилонского Талмуда1, где они приходят к заключению, что рост Моше составлял 10 локтей (примерно 5 метров).
Что привело наших мудрецов к такому мнению? Рассказывается в Торе, что когда нужно было воздвигнуться с скинию, никто не мог сделать этого из-за тяжести брусьев и из-за их размеров (10 локтей2), но возведение скинии было возложено на одного человека3. Нужно учесть, что рост еврея в то время составлял примерно 3-4 локтя! Но, несмотря на их «недостаточную» высоту, говорится в Торе: «И доставили скинию к Моше: шатер, и все его принадлежности»4. РАШИ комментирует, что евреи не могли возвести ее сами, поэтому они принесли ее Моше. Известно изречение, написанное в адрес Моше: «Разостлал он (Моше) шатер над скинией»5. Из этого, соответственно, заключает Вавилонский Талмуд, что если Моше мог разостлать шатер (высота которого была не больше и не меньше 10 локтей!), то тогда и рост Моше должен быть 10 локтей!
С этим мнением не согласен Ребе Король Мошиах ШЛИТА6 по нескольким причинам:
1. РАШИ в своих комментариях приводит мнение «Мидраш рабби Танхума»7, в котором написано: «Сказал Моше пред Святым, благословен Он: „Как может человек возвести (скинию)?“ Сказал Он ему: „Займись (этим) ты, своими руками“».
На первый взгляд может показаться, что Моше сам возводил (скинию). Однако, далее сказано странное противоречие: «Она поднялась и стала сама». И таково (значение) сказанного «была возведена (или: возвелась) скиния»8 — воздвиглась сама собою.
Другими словами, РАШИ не согласен с заключением Талмуда (отдающему предпочтение необычному росту, а значит и силе Моше), основываясь на мнении «Мидраш рабби Танхума». Моше был не в состоянии поднять брусья! Более того, продолжает Мидраш, подняты они были чудесным образом, именно как это указал Б-г Моше.
2. Если все-таки согласиться с мнением Талмуда о необычном росте Моше, то наверняка это должно было бы упомянуто в самой Торе.
3. Известна история, описанная в Торе9 о дочерях Итро, когда они пришли к колодцу, чтобы напоить овец своего отца, но затем пришли пастухи и прогнали их. Но Моше выручил их и напоил овец. Вернувшись к своему отцу, на его вопрос: «Почему вы так быстро пришли сегодня?», они рассказали происшедшую с ними историю: «Некий „египтянин“ избавил нас от руки пастухов и также начерпал нам воды и напоил скот». В этом Ребе находит простое и логичное объяснение: если бы Моше был ростом 10 локтей, то дочери Итро в первую очередь указали бы своему отцу этот «знак,» по которому Моше должен был довольно сильно отличаться от всех «египтян», но уж, конечно, не удовлетвориться (простым) описанием Моше как «некий египтянин».
Из всего вышесказанного становится ясно, что рост Моше не был 10 локтей.
Примечания:
1 «Брахот» 54б: «Шабат» 92а; «Недарим» 38а; «Бехорот» 54а.
2 Глава «Трума» 26:16.
3 Глава «Трума» 26:30.
4 Глава «Пкудей» 39:33.
5 Глава «Пкудей» 40:19.
6 «Сефер а-Сихот» 5730 г, том 1, стр. 563-564.
7 «Мидраш рабби Танхума» глава «Пкудей» 11.
8 «Пкудей» 40:17.
9 «Шмот» 2:16-19.