1) Обязательно ли человеку верить в силу Йом-Кипура принести ему искупление, или сам этот день искупает?
2) Как известно, в махзоре (молитвиннике на Йом-Кипур) содержится много молитв «слихот». Должен ли я читать их все, если из-за такого количества я теряю чувство, и просто начинаю читать «на автомате», так что в погоне за количеством теряется качество?
3) Зачем в махзоре так много раз повторяется (покаянная) молитва «видуй», неужели сказать её один, два раза недостаточно? И почему «видуй» говорят в канун Йом-Кипура в молитве «минха», если Йом-Кипур ещё не наступил?
Ответы:
1) Йом-Кипур приносит искупление только тем, кто расскаивается и верит в силу искупления этого дня. Тому, кто так не считает, и полагает в сердце: «Чем мне поможет этот Йом-Кипур?» — такому человеку Йом-Кипур искупление не приносит.
2) Лучше сказать меньше слихот с сосредоточенностью, чем много в спешке.
3) По букве закона, заповедь исповеди относится ко времени начала искупления, то есть после наступления темноты, но мудрецы опасались, что может произойти некое происшествие, например человек опьянеет в ходе трапезы в канун Йом-Кипура, и не сможет нормально исповедоваться во время начала искупления. Поэтому они постановили, чтобы человек исповедался в ходе дневной молитвы перед Йом-Кипуром, ещё до того, как он пойдёт есть разделительную трапезу.
Несмотря на то, что человек исповедался во время дневной молитвы, ему необходимо это сделать и во время вечерней молитвы (уже в сам Йом-Кипур), поскольку это время начала искупления, и основное время для исповеди в Йом-Кипур.
Несмотря на это, также необходимо произносить исповедь во время утренней молитвы, поскольку, возможно, произошёл некий грех после вечерней исповеди. По этой же причине нужно исповедоваться во время полуденной, дневной и заключительной («Неила») молитвах, поскольку за день мог произойти тот или иной грех, а, как известно, Йом-Кипур искупает до своего завершения, то есть наступления темноты.
(Таким образом мы видим, что многократное повторение исповеди — в интересах самого человека).
Источники: «Шулхан Арух а-Рав» 607:16, 620:2, 607:1