Как известно, в Пурим есть заповедь напиться до такой степени, чтобы не различать между словами «проклят Аман» и «благословен Мордехай». На первый взгляд непонятно: как можно перепутать такие очевидные вещи? Некоторые по ошибке полагают, что нужно в этих фразах поменять местами Амана и Мордехая, не дай Б-г!
Мудрецы говорят, что согласно каббале и учению хасидизма в этом указании кроется глубокий духовный смысл. Попытаемся разобрать эту идею на четырех уровнях постижения Торы, которые называются ПАРДЕС: это аббревиатура Пшат (простой смысл), Ремез (намек), Друш (толкование) и Сод (тайна).
1) ПШАТ
Можно исполнить это предписание на самом простом уровне: выпить вина немного больше обычного, чтобы стало клонить ко сну, а во сне действительно трудно уловить разницу между «проклят Аман» и «благословен Мордехай».
2) РЕМЕЗ
Нужно немножко выпить и попробовать сложить в уме числовые значения еврейских букв (гиматрия), составляющих слова «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Очевидно, что пьяный человек не в соответствии подсчитать это в уме, а тем более он не знает, что сумма букв на самом деле одинаковая: «Арур Аман» (ארור המן) = 502 = «Барух Мордехай» (ברוך מרדכי).
3) ДРУШ
Фраза «проклят Аман» символизирует 248 запретов Торы, а фраза «благословен Мордехай» — 365 заповедей. В обычный день у нас может возникнуть вопрос: что предпочтительнее — исполнить заповедь или уклониться от нарушения запрета. Но в Пурим мы должны подняться на такой уровень, чтобы не различать между ними, так как заповеди и запреты являются волей Творца и между их исполнением нет разницы.
4) СОД
Вино намекает на тайны Торы. Оно также являются катализатором для погружения в эти тайны. На вино мы произносим особое благословение «сотворивший плод виноградной лозы». В хасидизме объясняется, что слово «благословение» означает «притягивание». В духовном плане процесс благословения также направляет духовное влияние «вниз» и раскрывает святость Б-га на уровне, на котором она обычно не была бы очевидной. После этого человек выходит за пределы собственных ограничений. Как объясняет Ребе, падение при этом становится частью подъема.
Таким образом, мы можем раскрыть внутренний аспект идеи «проклят Аман» до такой степени, что исчезает различие между «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Речь идет о превращении зла в добро, которое наступит после Освобождения. Возможность для этого раскрывается уже сегодня в Пурим, ведь наши мудрецы говорят, что все праздники в будущем станут «недействительными», но дни праздника Пурим останутся неизменными.
* * *
В заключение стоит отметить, что человек со слабым здоровьем или знающий, что под действием вина он теряет над собой контроль, забывает произносить благословения и молиться, не должен пить вина даже в Пурим. И его не должно беспокоить, что он не исполнит заповедь: ведь он поступает так не из-за пренебрежения ею, но ради служения Всевышнему.