СБП. Дни Мошиаха! 24 Нисана 5785 г., третий день недели Шмини | 2025-04-21 20:28

Обычаи хасидов ХАБАДа в Песах

Каковы обычаи хасидов ХАБАД на Песах? Разрешается ли намазывать авокадо на мацу? Какое отношение к использованию сахара на Песах? Как должна поступать женщина, чей муж менее строг, чем она, и насколько строгими нужно быть с маленькими детьми?

Перевод: Моше Фурлендер 07.04.2025 0 497 мин.

Каковы обычаи хасидов ХАБАД в Песах? Разрешается ли намазывать авокадо на мацу? Какое отношение к использованию сахара на Песах? Как должна поступать женщина, чей муж менее строг, чем она, и насколько строгими нужно быть с маленькими детьми?

Раввин Йосеф-Йешая Бройн, член раввинского суда Краун-Хайтс, наводит порядок в голове перед Песахом, развенчивает мифы и раскладывает всё на праздничном столе с правильным балансом

Какие обычаи приняты у хасидов ХАБАД на Песах?

Не есть «шруя» (намоченную мацу) — этот обычай начался ещё во времена Магида из Межерича, и все хасидские общины придерживаются его (есть также нехасидские евреи, которые следуют этому обычаю). Алтер Ребе написал очень длинный ответ, в котором он объясняет галахические соображения, стоящие за этим устрожением. Ребе пишет в своей Агаде, что не увлажняют мацу и также накрывают её во время еды, когда она находится на столе. Это источник использования покрытий для мацы, сделанных из ткани, бумаги или пластика. Другой вариант предосторожности от «шруя», который Ребе не упоминает, — это отодвинуться со стульями от стола во время еды мацы, вместо того чтобы накрывать её. Также, прежде чем наливать воду в определённую посуду, проверяют, нет ли в ней крошек мацы, и в дни праздника не проводят влажными пальцами по губам во время «маим ахароним» (омовения рук перед «биркат а-мазон»), чтобы не увлажнить крошки мацы, которые могут там находиться.

Существует галахическая дискуссия о машинной маце, разрешена ли она для употребления в Песах или нет, и многие авторитеты действительно запрещают её. Хасиды ХАБАДа, конечно, строго следят за тем, чтобы не есть машинную мацу, даже детям.

Также хасиды ХАБАД следуют мнению авторитетов, которые не кашеруют спиртные напитки для Песаха. В Агаде Ребе упоминает, что согласно нашему обычаю, мы исключаем корицу и имбирь («зангвиль») из харосета из-за опасения хамеца. Если человек выращивает и сам следит за тем, чтобы они были чисты от хамеца, вероятно, эти ингредиенты будут разрешены для употребления в Песах.

Что именно считается «шруя» (намоченной мацой)?

В одном из ответов Алтер Ребе (который был, кстати, одним из первых авторитетов, обсуждавших вопрос «шруя»), он указывает, что «шруя» — это маца, которая контактирует с водой. Относительно мацы, которая контактирует с соками фруктов, Алтер Ребе пишет очевидно, что не нужно строго относиться к этому. Ребе также пишет в своей Агаде, что «шруя» — это маца, которая контактирует с водой или с жидкостью, содержащей воду.

Ребе РАШАБ так строго относился к «шруя», что он использовал только ложку для еды, а не вилку. Он опасался, что кусочки мацы во рту могут контактировать с водой на вилке! Он также вытирал рот после каждого куска. Возможно, можно объяснить этот обычай тем, что ложку гораздо легче полностью очистить, в отличие от вилки, которую труднее очистить. И несмотря на это, он почти не ел суп в течение праздника из-за опасения «шруя».

С другой стороны, мы знаем, что Ребе РАШАБ ел мацу с молоком. Ребе РАЯЦ пишет в своих беседах о «халав шамур» («охраняемом молоке»), то есть молоке, за которым следили с момента доения, чтобы убедиться, что в него не добавляли воду. В наши дни многие не будут есть мацу с молоком или другими жидкостями, поскольку они не могут быть уверены, что в них не добавлена вода. Некоторые не будут есть мацу вместе с пищей, даже если они уверены, что в ней нет добавленной воды, только чтобы не путать детей или других людей, или просто они не хотят видеть мацу на столе вообще. Также есть другие авторитеты, которые строго относятся к фруктовым сокам так же, как к воде, так что есть основания быть строгим в этом и не увлажнять мацу также другими жидкостями, не содержащими воду, и действительно есть семьи, которые так поступают.

Что касается воспитания детей, Ребе различает между машинной мацой и «шруя». Он говорит не давать детям машинную мацу ни при каких обстоятельствах, а в отношении «шруя» можно облегчить для них. Но, как объясняется в беседах Ребе, следует воспитывать детей, достигших возраста воспитания, не есть «шруя».

Так можно ли есть мацу с авокадо, содержащим лимонный сок, который мы выжали сами?

Можно, только нужно убедиться, что нож полностью сухой. Также желательно, чтобы тарелка и нож были одноразовыми, чтобы не было проблемы с мытьем тарелки после еды. Стоит помнить, что не все могут быть осторожны в этих вещах.

Каков обычай ХАБАДа относительно варки сахара с водой перед Песахом?

Существует обычай Ребе не есть сахар в Песах, но не все хасиды приняли это на себя. Фактически, Ребе РАШАБ не был доволен тем, что люди подражают его поведению в этом вопросе. Источник этого устрожения — закон в «Шулхан Арух», где написано не есть сахар в Песах из-за опасения (которое было распространено в те дни) спутать его с мукой. Есть много авторитетов, которые ясно говорят, что сахар, при производстве которого следили, чтобы он был кошерным на Песах, разрешен к использованию. Тем не менее, наши Ребе решили принять это устрожение — не есть сахар вообще в Песах, даже в наши дни. Хотя мы не можем знать истинную причину для этого, стоит отметить, что есть надежные галахические источники, которые упоминают такое устрожение и в наше время. Есть определенные круги, которые не используют сахар, даже если на нем есть надзор на Песах. Когда Ребе спросили, почему этот обычай не записан в книге обычаев, он ответил, что ответ на это (среди прочего) в том, что он не уверен, является ли это обычаем только Ребе или обычаем, относящимся ко всем. После этого Ребе сказал, что если убедиться, что сахар кошерен на Песах, его можно использовать.

Есть семьи, которые имеют обычай варить сахар с водой перед Песахом, но это не записано в наших источниках как официальный обычай ХАБАДа. И многие воздерживаются от использования сахара полностью из-за обычая Ребе. Идея, стоящая за варкой сахара с водой перед Песахом, следующая: можно аннулировать хамец в очень специфических случаях (которые нельзя подробно описать в этой статье) до Песаха. Однако в течение праздника хамец никогда не может быть аннулирован, даже в шестидесяти [частях]. Если крекер или кусок заквашенной мацы случайно смешался с другими кусками мацы до Песаха (смесь, называемая «явеш бе-явеш» (сухое с сухим)), он никогда не будет полностью аннулирован, потому что когда наступает Песах, этот кусок все еще будет стоять сам по себе и как бы заявлять «я здесь». Эта концепция в законодательстве называется «хозер ве-ниор» («возвращается и пробуждается»).

Существует еще один вид смеси, называемый в еврейском законе «лах бе-лах» («влажное с влажным»), который относится к двум разным ингредиентам — один хамец, а другой кошерный на Песах, которые смешались настолько, что их уже невозможно разделить и различить. В таком случае хамец отменяется в пропорции один к шестидесяти до наступления Песаха, поскольку он никогда не будет существовать отдельно как хамецная пища. Именно по этой причине мацу всегда выпекают до Песаха, потому что в случае, если какая-то часть пшеницы проросла (что делает часть муки хамецом), она отменяется, когда вся мука смешивается вместе, как единое целое в выпеченной маце.

Теперь вернемся к вопросу о сахаре. После того как сахар проверен на отсутствие хамеца и варится с водой, даже если в сахаре есть мельчайший кусочек хамеца — мы никогда не сможем отделить его от остальных ингредиентов, кошерных на Песах. В «Шулхан Арух» Алтер Ребе пишет относительно отмены хамеца в смеси типа «влажное с влажным», что если человек хочет, он может устрожить для себя и не полагаться на такую отмену, несмотря на то, что это «влажное с влажным», но не следует устрожать в этом вопросе для других.

В заключение: не существует официального обычая ХАБАДа относительно использования сахара на Песах.

Если пища упала на пол, можно ли её помыть и съесть? А как насчёт столовых приборов и посуды для Песаха — если они упали на пол, нужно ли ждать до следующего Песаха, чтобы использовать их снова?

Существует распространённый обычай (хотя не официальный) среди хасидов ХАБАДа (и не только) не использовать пищу, если она соприкоснулась с полом. То же самое относится к кухонной утвари. При необходимости разрешается помыть и сразу использовать посуду, упавшую на пол, в этом нет никаких проблем. Несмотря на это, распространённый обычай — отложить посуду и не использовать её до следующего Песаха. Хотя этот обычай не упоминается в еврейском законодательстве явным образом, для него можно найти определённое обоснование в достоверных источниках, и он очень похож на обычай очищения фруктов и овощей от кожуры.

Является ли обычаем ХАБАДа очищать от кожуры все фрукты и овощи в Песах?

Нет законодательного источника для очистки фруктов от кожуры, однако это принятый обычай хасидов, и есть также другие, кто придерживается его. Это точно так же, как не есть пищу, упавшую на пол. Возможно, что в наши дни этот обычай даже более актуален, поскольку многие фрукты и овощи обрабатываются различными веществами. Любой фрукт или овощ, который невозможно очистить от кожуры, мы не едим в Песах. И действительно, современные раввинские авторитеты разрешают даже в год «шмита» (когда фрукты и овощи обладают святостью седьмого года, и запрещено расточать какую-либо часть плода) удалять кожуру в Песах.

Может ли раввин объяснить обычай выделять особые ножи для очистки и нарезки, и держать их отдельно от остальных кухонных принадлежностей?

Это похоже на варку яиц в специальной кастрюле (обычай, упомянутый в книге «Эшель Авраам»), поскольку они варятся в скорлупе, но я не знаю, можно ли на самом деле объяснить этот обычай, так как нож, предназначенный для кожуры, обычно в конечном итоге касается самого плода. Тем не менее, если у человека есть семейная традиция в этом вопросе, не следует пренебрегать ею, поскольку были великие еврейские мудрецы, которые так поступали. Возможно, причина этого была в создании чёткого разграничения между фруктами и овощами и их кожурой.

А как насчёт салата-латука? Его невозможно очистить от кожуры, но несмотря на это, мы едим его в ночь Седера (после мытья, проверки и высушивания). Можно ли его есть и в остальные дни праздника, если мы хорошо его вымоем?

Теоретически разрешается есть салат-латук в Песах, если удалить внешний слой листьев и тщательно его вымыть и проверить. Это вопрос семейного обычая. Сам факт, что мы едим салат-латук в ночь Седера, не противоречит обычаю тех, кто не ест салат-латук в остальные дни праздника, поскольку в ночь Седера есть заповедь о горькой зелени, и её выполняют с помощью салата-латука. Подобным образом были праведники, которые воздерживались от еды мацы в другие дни праздника, кроме ночи Седера (в конце концов, самая большая опасность хамеца находится в самой маце…), и всё же — никто не будет воздерживаться от еды мацы в ночь Седера… И есть раввинские авторитеты, которые не поддерживали эту строгость.

Стоит отметить, что иногда люди противоречат сами себе в отношении обычая очистки фруктов и овощей от кожуры. С одной стороны, они очищают всё перед Песахом, даже для варки, а с другой — пьют соки и вино, сделанные из неочищенных фруктов. (Можно найти соки из очищенных фруктов). Идея, конечно, в том, чтобы не прекращать очищать в Песах, но при этом не критиковать других, кто не очищает, потому что с законодательной точки зрения нет никаких проблем с самой кожурой.

Что делать в случае, если женщина выходит замуж за человека, который менее строг в соблюдении Песаха, чем она: должна ли она сохранять строгости, с которыми она выросла? А что насчёт женщины, которая выходит замуж за человека, у которого больше строгостей, чем у неё, и поэтому он не хочет есть у её родителей в Песах?

На практике все раввинские авторитеты согласны, что женщина должна следовать обычаям мужа после свадьбы, независимо от того, более он строг или менее. Если муж менее строг, то женщине разрешается продолжать соблюдать строгости, в которых она воспитывалась, если её муж не возражает. Если между ними возникают конфликты по этим вопросам, супруги должны проконсультироваться с опытным раввином или наставником. Относительно строгостей в целом, необходимо учитывать, как они повлияют на мир в семье. Целая семья может распасться, не дай Б-г, из-за недостатка уважения и признательности друг к другу, а не из-за религиозных разногласий. Тем не менее, стоит отметить, что это интервью написано для женского журнала; если есть мужчины, которые читают эту статью, им следует хорошо подумать и проконсультироваться с наставником или раввином, прежде чем настаивать на определённых строгостях, и учесть следующие соображения:

Является ли это настоящим обычаем из авторитетного источника? Не заставит ли это его жену «вопить к Г-споду» от тяжелой работы? Представляет ли он это как предложение, оставляя место для ее мнения? То есть не «я настаиваю на этом», а «это очень важно для меня, я надеюсь, что это не будет для тебя слишком сложно»? Уверен ли он, что сам соблюдает строгости в той же мере, в какой требует их от нее?

Есть семьи, которые проявляют особую тщательность, используя соленую воду и лимонный сок вместо средства для мытья посуды на Песах. Если есть муж, который хочет ввести эту строгость в своем доме, возможно, ему стоит подумать о том, чтобы самому мыть посуду и кастрюли.

Нужно ли покупать новые молитвенники («сидуры») на Песах каждый год?

Нет необходимости покупать новые молитвенники каждый год, если молитвенники с прошлогоднего Песаха хранились вдали от квасного («хамец»). Кроме того, разрешается использовать молитвенники, которыми пользуются в течение года, при условии, что они никогда не использовались на обеденном столе, и их тщательно проверили перед Песахом, чтобы убедиться, что в них нет хамец. Следует отметить, что Ребе говорил о покупке новых сидуров для детей в честь праздника, чтобы их порадовать.

Разрешено ли нюхать хамец на Песах?

Нюхать хамец на Песах запрещено, даже если он принадлежит нееврею, за исключением случаев, когда у человека нет другого выхода, и это происходит непреднамеренно. Алтер Ребе ясно пишет об этом законе в своем «Шулхан Арух» (своде еврейских законов). Что касается запаха духов, существуют другие соображения и факторы, которые можно принять во внимание и проявить в этом отношении снисходительность.

Разрешено ли стирать в промежуточные дни праздника (холь а-моэд)?

Тора заповедует нам мыться и стирать нашу одежду перед праздником, чтобы мы вошли в праздник чистыми, а не в состоянии «опустившегося человека». «Шулхан Арух» запрещает стирать в промежуточные дни праздника даже руками нееврея, чтобы мы следили за тем, чтобы войти в праздник в чистой одежде. Исключением из этого правила является детская одежда, которая быстро пачкается. Ее можно стирать без ограничений, так как нет ограничения на количество одежды, которую они могут испачкать за день… Для детей постарше, которые не пачкаются так часто, разрешено стирать для них только то, что им нужно на данный момент, а не то, что может понадобиться через несколько дней. Нет необходимости покупать каждому ребенку одежду на каждый день только для того, чтобы избежать стирки для них. Напротив, взрослым предпочтительнее купить новую одежду в промежуточные дни праздника, если возникнет необходимость, чем стирать грязную одежду.

Должны ли женщины и девочки надевать праздничную одежду в ночь Седера (пасхального ужина) или можно также надеть субботний халат?

Достаточно ли это уважительно по отношению к празднику? Если халаты подобающие и предназначены для праздника, и, конечно, абсолютно скромные, то нет никаких проблем в том, чтобы надеть их в ночь Седера. Скромность и соответствие празднику являются главными приоритетами в отношении женской одежды дома. Нет никакого закона, который бы говорил, что в субботу и праздник нужно носить «выходную» одежду дома.

Почему люди избегают есть обработанную пищу на Песах? Связано ли это с обычаем не есть вне дома?

Обычай не есть в чужих домах на Песах упоминается во многих источниках, включая труды испанского мудреца рабби Хаима Паладжи (умершего почти 150 лет назад). Некоторые связывают этот обычай с пасхальной жертвой, которую могли есть только «друзья», заранее «подписавшиеся» на жертву каждой группы. В Талмуде даже написано, что каждый приносил свой нож! Распространенный обычай ХАБАДа со времен Алтер Ребе — не предлагать гостям еду на Песах (как указано в «Йом-Йом»), а позволять им брать самим. Ребе РАЯЦ объясняет, что не следует оказывать давление на гостей, так как у них могут быть свои строгости. Возможно, человек будет готов есть в одной семье, но не в другой, и мы не хотим никого обидеть. Ребе однажды написал кому-то, что не рекомендуется уезжать из дома на Песах, потому что трудно соблюдать строгости в чужом доме. В то же время, конечно, всегда следует находить правильный баланс и не быть чрезмерно строгим без необходимости.

В целом, важно помнить, что Песах — это семейный праздник, время, когда люди находятся дома. Более того, заповедь «И расскажи сыну своему», обязанность отца учить своего сына о Песахе, легче всего выполняется именно тогда, когда находятся дома.

Вопрос о том, есть ли вне дома, так же сложен, как и вопрос о том, есть ли обработанную пищу или нет (зависит от продукта и кошерности). С одной стороны, обработанная пища не только производится вне дома; она также обрабатывается в коммерческой среде. Теоретически, в некоторых продуктах, если они обработаны, могут возникнуть серьезные галахические вопросы о смешении с хамецом, особенно на предприятии, которое не является кошерным на Песах в течение всего года.

Когда возникает галахический вопрос относительно пищи с завода, раввин должен вынести решение в соответствии с более снисходительным мнением, чтобы предотвратить финансовые потери для компании. Конечно, этот вопрос в равной или даже большей степени актуален для тех, кто участвует в пасхальных семинарах в различных отелях. Кашерование кухни в отеле — сложный процесс, требующий очень высокого уровня бдительности и надзора, чтобы все действительно было кошерно на Песах должным образом.

С другой стороны, есть продукты, которые производятся на заводе настолько чисто, что с ними почти невозможно ошибиться. На самом деле, иногда домашняя версия имеет меньше шансов быть кошерной на Песах, чем коммерческая. Одним из примеров такого продукта является необработанный куриный жир («шмальц») по сравнению с бутылочным маслом, производимым на заводе. Вполне возможно, что в окрестностях птицефермы, откуда брали «шмальц», были зерна пшеницы, то есть используется продукт, который вообще не поступает из среды, чистой от хамеца. Поэтому те, кто обычно использует «шмальц», должны убедиться, что в нем нет опасения наличия зерен пшеницы. На самом деле, многие семьи обычно жарят «шмальц» перед Песахом, и есть также те, кто делает это со всей купленной на праздник птицей. Это делается для того, чтобы устранить любое зерно хамеца, которое может там быть (как мы объясняли ранее относительно приготовления сахара).

Может ли раввин подробнее рассказать об использовании «шмальца»? Насколько важно использовать его вместо масла?

В своем «Шулхан Арух» Алтер Ребе разрешает использование масла, так что здесь речь идет о строгости или особой тщательности. Это связано со строгостью в отношении обработанных продуктов: многие люди не хотят использовать обработанную пищу. Есть те, кто использует только необходимый минимум обработанных продуктов, а есть те, кто считает масло таким необходимым продуктом. Кроме того, следует учитывать тот факт, что некоторые продукты более обработаны, чем другие.

Алтер Ребе отмечает, что масло, сделанное из «китнийот» (бобовых), запрещено к употреблению. Среди постановляющих авторитетов есть дискуссия о том, следует ли запрещать масло, сделанное не из бобовых, подобно маслу из бобовых, чтобы люди не путали одно с другим. Алтер Ребе ясно указывает, что так поступать не следует.

Ребе как-то спросили, какое масло используют хасиды ХАБАДа на Песах, и Ребе ответил (приводится в «Игрот Кодеш», том 21, письмо 7842): «Хасиды едят на Песах жир Нутола» (Нутола — название компании). Есть люди, у которых есть семейная традиция не использовать масло, но нельзя сказать, что это запрещено.

Следует ли избегать молочных продуктов на Песах?

Некоторые люди избегают употребления молочных продуктов, потому что считают их обработанными продуктами. Кроме того, существует галахическая дискуссия относительно молока, полученного от коров, которые ели хамец на Песах, особенно если их доили в течение 24 часов после того, как они ели хамец. Сегодня этот вопрос не актуален, поскольку молоко, которое мы покупаем в магазинах, получено от коров, которых доили до Песаха. Кроме того, на многих молочных фермах, находящихся под контролем молоко «халав Исраэль» (надоенное под наблюдением еврея), перестают кормить коров хамецом за определенный период до Песаха. И тем не менее, есть те, кто продолжает обычай не использовать молоко, несмотря на сегодняшние изменения. Как мы упоминали ранее, в беседах написано, что Ребе РАШАБ пил молоко на Песах.

Разрешено ли или желательно давать детям обработанную пищу?

В законодательстве существует различие между детьми и взрослыми, и мы не должны обязательно быть строгими с детьми и причинять им неудобства в той же мере, в какой мы строги со взрослыми. Конечно, мы не дадим им размоченную мацу изначально, ведь это хорошо для их воспитания и является уроком в подчинении своей натуры, когда они не получают все виды сладостей и продуктов, которые они обычно едят в течение года. Так что же им давать? Ответ на этот вопрос варьируется от семьи к семье и от привычек. В то время как мы не хотим удовлетворять все желания детей, мы также не хотим лишать их слишком многого и доводить их до того, что они, не дай Б-г, взбунтуются. Пытаясь прийти к решению относительно вкусняшек для детей, нам, взрослым, следует спросить себя: «Зачем вообще нам есть всю эту нездоровую пищу?»

Несколько слов в заключение?

«Шулхан Арух» обсуждает заповедь радости праздника, которая является заповедью Торы, и объясняет, что муж должен радовать свою жену и своих детей в праздник. Он исполняет это, покупая одежду и украшения для жены и сладости для детей. Ребе также рекомендовал покупать новые и красивые Агадот (рассказы об Исходе) с красочными картинками для детей. Это более духовная и хасидская версия покупки сладостей для детей.

Мы желаем друг другу «кошерного и радостного Песаха» и должны понимать, что наш праздник должен включать в себя оба этих измерения. Он должен быть на сто процентов кошерным, и он также должен приносить нам истинную радость. Если мы слишком много вкладываем в одну область, это может произойти за счет другой. Секрет заключается в том, чтобы найти правильный баланс между ними.

В естественной реальности почти невозможно избежать соприкосновения с хамецом до ничтожно малого количества на Песах. Единственная причина, по которой мы всё же справляемся в этом преуспеваем, заключается с этим, что Б-г предоставляет нам большую меру небесной помощи через ангелов (как сказано в книге «Ор ла-Шамаим», глава «Цав»). Все строгости, которые мы соблюдаем, являются «сосудом» для того, чтобы заслужить эту особую небесную помощь.

Пусть Б-г даст нам по-настоящему кошерный и радостный Песах, и пусть мы удостоимся соединить горькую зелень («марор») и мацу вместе с мясом пасхальной жертвы с приходом Мошиаха, немедленно и незамедлительно!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter