Около двух тысяч лет назад в Александрии (Египет) была огромная синагога, в которой, по словам Талмуда, был зал, вмещающий около миллиона человек. Так как это место было настолько велико, что невозможно было услышать ведущего молитву,
служитель синагоги становится на специальном возвышении в центре синагоги и махал флагом, когда пришло время ответить «Омейн», давая сигнал всем присутствующим ответить на него.
Много веков прошло с тех пор, как еврейская община Александрии была уничтожена римскими войсками, и от великолепной синагоги остались лишь руины. Чему же можно научиться из необычного поведения служителя синагоги две тысячи лет назад?
Сегодня связь с помощью радио, телефона и интернета достигла такого уровня, что можно слышать молитву на исходе субботы, чтение Свитка Эстер и благословения из отдаленного места. Но разрешено ли человеку отвечать «Омейн», когда он слышит голос, произносящий благословение из другого места, с помощью технологических средств?
Авторитеты извлекли урок из истории об александрийской синагоге, что нет необходимости фактически слышать благословение, чтобы ответить «Омейн» — достаточно знать, что оно было произнесено. Поэтому разрешается отвечать «Омейн» по телефону, через веб-камеру, FaceTime и т.п., если слушатель уверен, что в передаче нет существенной задержки.
Но как насчет молитвы на исходе субботы и чтения Свитка Эстер? Способен ли человек выполнить своё обязательство виртуально? Раввины обсуждают современные вопросы, основываясь на существующих знаниях науки и механики. Хотя в прошлом некоторые раввины допускали дистанционное «прослушивание» для участия в этих церемониях, большинство авторитетов сегодня отвергают этот вывод. Предыдущее поколение работало с информацией, предоставленной им экспертами прошлых лет; Теперь у нас есть более сложные данные для интерпретации функции технологического аппарата. Поскольку сегодня общеизвестно, что звук, исходящий от электронного устройства, не «живой», а преобразуется в цифровой голос (или механический, в случае проводного телефона или радио), человек не может исполнить свой долг «слушать» молитву на исходе субботы и чтение Свитка Эстер; он должен слышать это от живого человека.