СБП. Дни Мошиаха! 8 Кислева 5785 г., второй день недели Ваишлах | 2024-12-08 22:17

Человек упустил возможность произнести благословения на гром и молнию

Таким образом мы видим, что в случае если человек упустил возможность сказать благословение на гром или молнию, мнения автора «Мишны Бруры» и Алтер Ребе разошлись.

08.07.2020 0 1278 мин.

При виде молнии произносят благословение «Творящий мироздание», а услышав гром — «Сила и могущество Которого наполняют Вселенную». Если же видят молнию и почти одновременно слышат гром, произносят только одно благословение: «Творящий мироздание». Тот, кто находится внутри помещения и видит лишь отсвет молнии, тоже произносит благословение.

«Шулхан Арух» (раздел «Орах Хаим» 227:3) говорит:

Если человек сидел в туалете и услышал гром или увидел молнию, то поступить необходимо следующим образом: если он может выйти и произнести благословения (на гром и на молнию) и сделать это практически сразу («тох кедей дибур»), то пусть так сделает. Если же поступить так возможности нет, то пусть не выходит.

«Мишна Брура (комментарии 9-12, там же) комментирует:

И таков же закон, если человек находился в месте, где обрабатывают мясо и запах не позволяет произнести благословение, или же он шёл по нечистым переулкам. Если может быстро выйти оттуда (и произнести благословение быстро выйдя оттуда), пусть это сделает. И даже если уже собрался справлять нужду, все то время, пока его желание не настолько критично, чтобы нарушалось «не оскверняйтесь», он может выйти до того как начал справлять нужду и произнести благословение. А есть те, которые строги в отношении этого, и тем более если по оценкам человека он ещё сможет услышать гром и произнести благословение тогда, конечно, правильно устрожить.

Выйти и произнести благословение: и это если ещё не начал справлять нужду и не касался руками нечистых мест (и несмотря на то, что в гл. 4 объяснялось, что выйдя из туалета необходимо омыть руки, даже если не справил никакой нужды, тем не менее, в данной ситуации, чтобы не упустить возможность произнести благословение, нет необходимости омывать руки до (произнесения благословения), если, конечно, они не были запачканы), или же он может сразу омыть руки водой или тем, что очищает моментально после того как услышал (гром), иначе (если дело обстоит так, что у него нет такой возможности), это все затянется настолько, что он не сможет произнести благословение в пределах промежутка времени «тох кедей дибур».

Пусть выйдет. Имеется в виду пусть поспешит выйти, чтобы не упустить возможность произнести благословение. Но если промежуток времени «тох кедей дибур» пройдёт, то поскольку и так прошло время, спешить больше не нужно.

Отсюда следует, что в отношении благословений на гром и молнию принципиален именно этот промежуток времени. Если же время «кедей дибур» прошло, то пусть не произносит благословение именно на этот гром или на эту молнию. Если же произошло так, что человек справил нужду, омыл руки, и после этого услышал гром или увидел молнию, сначала необходимо сказать благословение на гром и молнию, и только после этого произносить благословение «Ашер яцар» после посещения туалета. И более того, знай, что руки, находящиеся в обычном состоянии, то есть человек не знает запачканы они или нет, годны для произнесения благословений (гл. 4, п. 23).

«Седер Биркот а-Неэнин» (Алтер Ребе):

Если человек сидел в нечистом месте и услышал гром или увидел молнию: если может выйти и произнести благословения в пределах времени «тох кедей дибур» после окончания грома или молнии, должен выйти и произнести благословения. Но это если, например, он не коснулся нечистых мест и ещё не начал справлять нужду. Или же может быстро омыть руки (в пределах времени «тох кедей дибур»). Однако если вышеописанные варианты не представляются возможными, то пусть не выходит. Если промежуток времени «кедей дибур» прошёл, то не произносят благословение насчёт того, что прошло (РАН, Элия Раба). Но есть те, которые с этим спорят (Турей Заав) и в случае, когда есть сомнение насчёт благословения иди в сторону облегчения. Поэтому после того, как время «тох кедей дибур» прошло, необходимо произнести благословение без упоминания Имени Всевышнего и Его царства.

Таким образом мы видим, что в случае если человек упустил возможность сказать благословение на гром или молнию, мнения автора «Мишны Бруры» и Алтер Ребе разошлись.

Согласно «Мишне Бруре» упустивший возможность сразу сказать благословение, не должен этого делать позже (на этот же гром или эту же молнию, что, впрочем, не лишает его возможности сказать благословение на следующую молнию или гром).

Однако Алтер Ребе считает, что даже в такой ситуации упустивший возможность благословить сразу, все же должен произнести благословение, но без упоминания Имени Всевышнего и Его царства.

Как по мнению «Мишны Бруры», так и по мнению Алтер Ребе, промежуток времени «тох кедей дибур» равен времени, за которое можно произнести фразу (приветствие) «Шалом алеха, раби», что в переводе означает «Мир тебе, учитель».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter