30 Кислева 5782 года, суббота недели, гл. Микейц

92. О законах «авдалы»

Принято наполнять бокал для «авдалы» «с верхом», чтобы часть вина пролилась, так как это — признак благословения изобилием.

7684 (2)
92. О законах «авдалы»
Ребе Король Мошиах делает авдалу

Вопрос: Если можно, расскажите подробно о законах «авдалы». Может ли женщина делать «авдалу»? Эстер (Бат-Ям)

Ответ:

Церемония «авдалы» (особая молитва для отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) «авдалу».

От начала сумерек в субботу до конца «авдалы» ничего не едят и не пьют — даже воду. Но, начав третью трапезу днем, разрешается закончить ее даже ночью.

Если в доме нет вина, разрешается совершить «авдалу» над любым напитком — даже над чаем (но не над простой водой).

Замужние женщины, которым необходимо совершить какую-либо работу раньше, чем они услышат «авдалу», произносят: «Благословен отделяющий святое от будничного» (а если сразу после субботы наступает праздник, то: «Благословен отделяющий святое от святого») и приступают к работе.

Принято наполнять бокал для «авдалы» «с верхом», чтобы часть вина пролилась, так как это — признак благословения изобилием. В правую руку берут бокал и произносят благословение над вином. Затем ставят бокал на стол, берут благовония и читают благословение над благовониями. Наконец, для произнесения благословения «Творящий свет огней» рассматривают отсвет свечи на ногтях четырех пальцев правой руки (кроме большого), снова берут ею бокал с вином и произносят последнее благословение: «Благословен… отделяющий святое от будничного» и т. д. Закончив это благословение, садятся, выпивают бокал, оставляя на дне его немного вина, которое затем выливают. В него окунают свечу и гасят ее.

Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством («сгула»), предохраняющим глаза. Вино из бокала, над которым совершили «авдалу», не дают, в отличие от «кидуша», попробовать никому из присутствующих.

Свеча для «авдалы» должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось.

Слепой не произносит благословения над свечой, а тот, кто не чувствует запаха — над благовониями (разве что он делает это для других, которые затем вдохнут аромат благовоний).

Тот, кто уже совершил «авдалу», имеет право повторить ее для тех, кто не умеет это делать сам, однако для тех, кто умеет — повторять ее не разрешается. Произнеся благословение над благовониями, тот, кто совершает «авдалу» только для присутствующих, обязан сам вдохнуть аромат — иначе его благословение будет ненужным. Также не повторяют «авдалу» только для женщин.

Тот, кто по каким-либо причинам не смог совершить «авдалу» вовремя, обязан сделать это на следующий день. Но если обстоятельства опять ему помешали, то, в крайнем случае, «авдалу» разрешается совершать до вечера во вторник, но не позже, так как дни после вторника уже имеют отношение не к прошедшей, а к будущей субботе. Совершая «авдалу» не сразу после исхода субботы, а позже, уже не произносят благословения ни над благовониями, ни над свечой.

Согласно Каббале, устраивать еще одну трапезу вечером, после окончания субботы, — чрезвычайно важная заповедь. Эта трапеза носит название «мелавэ малка» («проводы царицы»), и ее проводят при зажженных свечах. Желательно во время трапезы «мелавэ малка» есть хлеб.

Вечер после окончания субботы и трапеза «мелавэ малка» в еврейской традиции связываются с образом пророка Элияу, который возвещает об Освобождении из изгнания.

Ребе Король Мошиах проводит пальцами по глазам после авдалы
Ребе Король Мошиах проводит пальцами по глазам после авдалы

Опубликовано: 05.09.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter