Вопрос:
Разрешено ли находиться в субботу в месте, где еврей, не соблюдающий до поры до времени Тору и заповеди, включил кондиционер в субботу?
Ответ:
Правила в этом вопросе таковы:
1. Если запрещенная по Торе работа была совершена евреем случайно или намеренно, то любому еврею запрещено пользоваться результатами этой работы до исхода субботы (см. «Шулхан Арух» п. 318).
2. Если запрещенная мудрецами работа была совершена евреем случайно, то другим евреям можно пользоваться результатами этой работы в субботу. Если же это было сделано намерено, то результатами этой работы можно пользоваться только после исхода субботы (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе 339:5).
Поэтому в рассматриваемом случае по букве закона не следует заходить в место, где еврей намеренно включил кондиционер — даже если мы определим запрет на включение кондиционера как запрет мудрецов (не вдаваясь в вопрос об электричестве в субботу).
Конечно, если этот инцидент произошел у вас дома и другой проживающий с вами еврей включил кондиционер, вам не нужно выходить из дома (в соответствии с объяснением в п. 276).
Стоит добавить, что так в отношении большинства еще не соблюдающих заповеди евреев можно сказать, что они сделали это ненамеренно, и учитывая мнение, что включение кондиционера является запретом раввинов, а также понятие уважения к человеческой личности («квод а-бриёт») — это концепция еврейского закона, допускающая исключения для постановлений мудрецов при определенных обстоятельствах — можно разрешить человеку находиться также и в гостях в таком месте (где был включен кондиционер в субботу). Похожая ситуация возникает, к примеру, когда один еврей включил в туалете свет в субботу, а после него зашел другой — из-за уважения к человеческой личности раввины разрешают ему пользоваться туалетом, где был включен свет в субботу...