Вопрос: Я прочитал у вас на сайте ответ раввина по поводу татуировки с именем Б-га. У меня такой вопрос: можно ли сказать при виде несоблюдающего заповеди еврея с татуировкой «магендавида» или чего-нибудь связанного с евреями, что «вот, хоть он и не соблюдает заповеди, но еврейством своим гордится»?
Ответ:
Конечно, нужно стараться искать во всем положительные качества, ведь такой человек мог бы иметь татуировку с нееврейским символом. Но, с другой стороны, нужно быть осторожным в подобных похвалах, чтобы никто не сделал заключения, что можно делать подобные татуировки.
То есть, необходимо искать положительное в самом человеке, а не в том, что он сделал запрещенную вещь.
Есть история, которая очень хорошо иллюстрирует это.
Бердичевский рав встретил на улице в пост 9 Ава «просвещенного» молодого человека, который с вызывающим видом ел пирожок. Рав остановился и спросил:
— Ты, верно, забыл, что сегодня пост?
— Нет, не забыл.
— Гм, тогда, должно быть, ты не знаешь о законе, запрещающем есть 9 Ава?
— Вовсе нет, я знаю все ваши законы, — ответил еврей.
— Может быть ты болен?
— Нет, я здоров, — был ответ.
Тогда Бердичевский рав обратился к Творцу: «Смотри, Отец, один из твоих детей нарушает заповедь. Но нужно признать, что никто не вынудит его солгать».
Обратите внимание, рав не сказал: «Он знает, что в пост нельзя есть, но хоть ест кошерный пирожок». Дело в том, что объект нарушения заповеди не может служить средством защиты. Но если найти у еврея-грешника какую-нибудь положительную черту, то заостряя на ней внимание мы сможем повлиять на его душу и побудить к раскаянию.