Три шага перед молитвой

12.04.2013 2635 (0)
Три шага перед молитвой
Ребе Король Мошиах во время молитвы Амида

Вопрос: Почему до начала молитвы Амида принято сделать три шага назад, а потом вперед?

Ответ: В Вавилонском Талмуде1 и в книге «Зоар»2 упоминается, что после окончания молитвы человек переходит из области святости в будний мир. Этот переход связан с цифрой три, как это и было испокон веков у евреев. Например, когда евреи вздрогнули при получении Торы, то они отступили три шага назад. Когда Моше зашел к Всевышнему, то он прошел три перегородки, как это сказано: «мрак, облако и мгла»3. Когда коэны завершали возносить постоянное жертвоприношение4 они отступали три шага назад.

Наши мудрецы сообщили причину, почему в наше время также принято делать эти три шага до начала молитвы Амида. Когда человек хочет приблизится к Б-гу, он отступает назад, и этим своим действием показывает, что с одной стороны он не заслуживает этой близости, а с другой стороны, только лишь благодаря великому милосердию Творца, ему даётся право обратится к Нему с молитвой.

Поэтому принято, что до начала молитвы Амида (которая является самой важной и основной частью молитвы), делают три шага назад5, а потом возвращаются и делают три шага вперёд(затем надо приблизить ноги друг к другу)6. Также поступают, когда заканчивают молитву Амида, только в обратном порядке. А тот, кто не делает эти три шага (в конце), как будто не молился7.

При окончании молитвы принято немного склониться и в таком положении сделать три шага назад8, наподобие того, как прощаются отходя от короля9. Первый шаг назад начинают с левой ноги, что показывает насколько нам сложно расстаться со Всевышним. Затем, сделав три шага назад и со склоненной вниз головой, принято распрощаться с миром. Это делается следующим образом: при произношение слов «Устанавливающий мир в высях Своих» принято наклонить голову в левою сторону (которая является правой стороны Шхины находящейся напротив него). При произнесении слов «Он, да ниспошлет мир нам» надо наклонить голову на правую строну (левая сторона Шхины). По окончании произнесения всей фразы принято еще один раз наклонить голову вперед, как раб отходит от своего господина, и во время этого наклона принято произнести фразу «Да будет воля... чтобы был построен Храм»10.

По обычаю ХАБАДа11 принято при произнесении слов «Устанавливающий мир в высях Своих» наклонить голову на левую сторону, «Он» — наклон вперед, «да ниспошлет мир нам» — наклон направо, «И всему Израилю. И скажите: Амен!» наклон вперед.

Тот, кто закончил молитву Амида и сделал три шага назад, должен остаться стоять на своём месте нога к ноге и не двигаться. Если же человек немедленно возвращается на свое место, он этим жестом показывает, что он не (по настоящему) отшагнул назад, простившись со своим господином. Разрешается сделать обратно три шага выстояв время, за которое можно пройти расстояние 4 локтя (примерно два метра). Если же очень тесно в синагоге, то тогда допускается вернутся сразу на свое место. Изначально желательно дождаться ведущего молитву, пока он не начнет читать молитву «кдуша», и только к этому отрывку, вернуться три шага вперед12.

Примечания:
1 Трактат «Йома» 53б.
2 «Тикуней Зоар» 26:1.
3 «Дварим» 4:11.
4 Наша молитва составлена в взаимоотношении с жертвоприношением «тамид».
5 Обычай Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА в молитве Шахарит: когда хазан доходит до слов «Хвала Б-гу...», встаёт, смотрит назад в левую сторону и делает три шага назад следующим образом:
Первый шаг назад начинает с левой ноги, а при окончание третьего шага назад, приравнивает правою ногу к левой. Когда хазан доходит до слов «спасший Израиль», делает первый шаг вперед начиная с правой ноги и при последнем шаге ставит правою ногу к левой («Маасе Мелех» 3:60-61).
В молитвах минха и маарив: первый шаг назад начинает с левой ноги, затем шагает назад таким образом, чтобы последний шаг назад был сделан левой ногой, но при этом не приравнивает правою ногу к левой. При движении обратно, начинает с правой ноги, а при последнем шаге ставит правою ногу к левой («Маасе Мелех» 7:9).
6 Приравняться этим ангелам, как это сказано: «Ноги их - нога прямая» (Йехезкель 1:7).
7 Трактат «Йома» 53б; «Шулхан Арух» Алтер Ребе 123:1.
8 Если же сзади стоит молящей Амиду на расстоянии менее чем 2 метра, то нельзя начать шагать назад до тех пор, пока он не закончит молиться Амиду, ибо запрещается двигаться напротив молящегося. После произнесение второго раза «Да будут угодны Тебе...», но до произнесения «Устанавливающий мир» можно отвечать «амен» («Шулхан Арух» Алтер Ребе 102:5; 117:5; 122:2 и как указано также в сидуре «Теилат Ашем»).
9 Минимальный шаг должен быть таким, чтобы большого палец одной ноги был напротив пятки другой (например, по окончанию молитвы можно сделать первый шаг назад таким образом, чтобы большой палец левой ноги был напротив правой пятки). Даже если очень тесно, нельзя делать шаги меньше этого расстояния, иначе это не зачитывается шагом («Шулхан Арух» Алтер Ребе 123:6; «Кцот а-шулхан» 20:24).
10 «Шулхан Арух» Алтер Ребе 123:1.
11 Книга «Сефер а-минъагим», стр. 12.
Обычай Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА наклонить немного голову следующим образом: «Устанавливающий» — наклон в левою сторону, «мир» — наклон в правую сторону, «в высях Своих» — наклон вперед, «Он, да ниспошлет мир нам» — приподнимает голову до окончание всей фразы («Маасе Мелех» 3:73).
12 РАМБАМ, раздел «Законы молитвы» 9:4; «Шулхан Арух» Алтер Ребе 123:3.

Темы: Молитва
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Вопрос-ответ » Еврейский закон (другие статьи):