Нам нужен Ребе. Но не просто «ребе», так как они бывают разных видов, а «Ребе» с большой буквы. Есть главы евреев, мудрецы поколения, глаза общины, а есть Ребе — глава поколения.
Когда Моше пришёл в Египет, там были 70 старейшин, Аарон, пророки, но у Моше была особая задача.
Что касается связи евреев с мудрецами, то об этом написано уже в еврейском законе, что нужно прилепиться к мудрецам.
Алтер Ребе подробно рассказывает об этом во второй главе книги «Тания»: «В каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе».
Говорится в Талмуде («Бава Батра» 116б): «Каждый, у кого есть больной в доме, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него».
Рассмотрим сейчас беседу Ребе в «Ликутей Сихот» (том 31, глава «Бешалах» в конце 1-й беседы).
Прежде всего следует знать, что АРИЗАЛ говорит, что весь еврейский народ представляет собой единый организм. Это основа для понимания идеи праведника поколения, которого избрал Всевышний.
Вообще, перевод понятия «глава поколения» в терминах законодательства это «король». Есть заповедь (№497): «Поставь над собой короля» на основании слов Торы («Дварим» 17:15). См. Заповедь назначения короля. Об этом же пишет ХИНУХ в заповеди «Назначения короля», что смысл этой заповедь в том, чтобы он объединил еврейский народ.
Вообще, как из отдельных людей образуется группа? Когда они, к примеру, приходят в синагогу на молитву. Для этого нужно не менее десяти человек. Их объединяет общая цель. Так кто же объединяет наш народ? Это король.
В чем смысл слов «один народ»?
Если группа людей начнёт разговаривать на одном языке, есть одинаковые блюда, подчиняться совместным правилам, мы сможем сказать, что это народ. Как, например, американцы — это самоназвание жителей США, то есть народ, составляющий основное население США и использующий американский вариант английского языка. Тогда если кто-то из них переедет в другое место, прекратит говорить на английском, то он перестаёт быть американцем. И таким образом может исчезнуть целая народность.
Еврейский народ ещё до дарования Торы был такой народностью. Если кто-то из них возвращался к идолопоклонству, он прекращал быть частью этой народности. Но после дарования Торы Всевышний избрал не только каждого еврея по отдельности, но и создал понятие еврейского народа. Даже если они рассеются по всему миру, они останутся народом, как сказано в Свитке Эстер (3:8): «Есть один народ, рассеянный среди народов и особенный от них». Есть нечто, что объединяет их, и это не зависит ни от чего.
Ребе РАШАБ писал о сионистах того времени, что они хотят укрепить народ тем, что все будут говорить на одном языке (иврите) и жить в одном месте. И он объясняет, что именно во время изгнания раскрывается внутренняя связь евреев со Всевышним, как Он сказал пророку Йехезкелю, что никогда не оставит их.
Очевидно, что строение еврейского народа как единого организма является выбором Всевышнего.
Еврей может даже выйти из понятия «община еврейского народа», но также и вернуться. К примеру, если еврей перешёл в мусульманство (не дай Б-г), он не совершает идолопоклонство и на личном плане даже может соблюдать субботу и есть кошерное, но он выходит из общины еврейского народа. Он связан со Всевышним как индивидуум, но не как часть общины. Другой еврей может совсем не соблюдать заповеди (на личном плане), но он остаётся частью еврейского народа. Пусть только кто-то посмеет сказать ему: «Ты — нееврей», он может избить за такие слова.
Это оттого, что мы один народ. Как можно понять из аналогии, что есть такие болезни, которые затрагивают не какой-то орган, а все тело.
К этому относится идея короля, который связан со всем еврейским народом. Как есть заповеди, которые зависят от короля (например, идти на войну, уничтожить потомков Амалека и т.д.). Он также привлекает веру в еврейский народ в общем смысле, а потом уже каждый раскрывает ее в своих сосудах.
У каждого еврея есть свой раввин, с которым он решает все практические вопросы. А Ребе — это Моше-рабейну, который привлекает общую жизненную силу для еврейского народа.
В качестве подготовки к 10 Швата нужно обратить внимание на заповеди, зависящие от короля, которые, по выражению Цемах-Цедека, пробуждают в нас страх перед Всевышним, который, в свою очередь, заставляет нас не нарушать запреты.
«Я стою между Всевышним и вами», — сказал Моше. Если еврей будет связал с Моше-рабейну, и у него появится жизненная сила и он начнёт соблюдать заповеди.
Когда мы занимаемся кампаниями Ребе, мы приводим к единству еврейского народа.
Любовь к евреям
В книге «Тания» есть две главы об этом. Глава 32, где сказано: «Все они равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное — основное, а духовное — второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена». И глава 2, где сказано: «И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Мошиаха, так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе».
В главе 32 речь идет о том, что все евреи — братья, а в главе 2, что все они связаны с главой поколения. И Ребе объединяет эти главы...
Когда мы видим людей, который явным образом ведёт себя нехорошо (например, женщины-реформистки возле Стены Плача), мы говорим себе, что надо укрепить их в области заповедей. Это больной орган и надо лечить его. Таков подход ХАБАДа. Другие могут прогнать их или вызвать полицию. Но все считают, что речь идёт о людях, которые относятся к еврейскому народу.
В Иерусалимском Талмуде («Недарим» 9:4) еврейский народ сравнивается с телом человека. Ведь правая рука не будет бить левую, если та случайно поцарапала ее. И так следует относиться к евреям. Представьте себе, что кто-то накричал на вас в автобусе. Что тут поделать, если обидчик и вы — части общего тела?
Но Алтер Ребе не приводит этот пример. Он говорит, что тела разные, но у всех один Отец. Люди могут быть совершенно разные: один ашкеназ, а другой сефард, один соблюдает заповеди, а другой нет, один хорошо относится к религии, а другой плохо.
Ребе Король Мошиах объясняет это так. Когда я говорю, что другой еврей часть одного тела, то это значит, что если я ударю его, мне самому будет больно. Но если я говорю, что все тела разные, но и них есть один источник, это намного глубже. Ведь даже если мы говорим об одном теле, его органы отличаются друг от друга.
Я могу сказать, что не хочу ругаться со своим братом, чтобы не огорчать отца. Но если отец умер, то нет проблем — можно ругаться. Но на более глубоком уровне мы по сути одно целое, поэтому если я вижу проблемы в ком-то, это мои собственные проблемы, которые я должен исправить. Это единство всех евреев на уровне души в ее источнике. Поэтому Алтер Ребе говорит, что они все равны.
И Ребе дальше говорит, что подобный подход достигается с помощью связи с мудрецами. Они — источник той связи, которая образует тот самый единый организм, о котором говорит АРИЗАЛ. Но среди всех мудрецов есть различие между ними и таким, как Моше. Обычные мудрецы — это как мозг в теле, который даёт каждому органу соответствующую ему жизненную силу. Сила зрения, к примеру, передаётся от мозга к глазам, а не к рукам. По сути мозг разделяет жизненную силу. А вот сердце создаёт простое единство, когда оно управляет циркуляцией крови для всех органов тела. Так глава поколения передает общую жизненную силу каждому.