СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-27 00:06

Волк и ягненок, булочки на деревьях

Рав Исер Шпрингер 04.10.2023 1000 (0)

О чем пойдет речь на уроке? Мы постараемся понять, как реализуются обещания о материальных благах в будущем, ведь есть высказывания наших мудрецов, что волк станет мирно жить с ягненком, на деревьях вырастут булочки и многое другое. Ребе Король Мошиах объясняет, что это одна и та же идея. Ребе не довольствуется тем, что в споре между РАМБАМом и РАМБАНом мы следуем мнению РАМБАНа, но и также присоединяет к нему РАМБАМа.

Волк и ягненок
Волк и ягненок

Кстати, это фото волка и ягненка было получено с помощью ИИ за одну минуту. Если бы несколько лет назад нам сказали, что компьютер может сам создавать картины по заказу, нам бы пришлось заявить, что это аллегория.

РАМБАМ пишет: «Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяу: «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком» — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире со злодеями-язычниками, которые уподоблены волкам и барсам. Подобно этому и все предсказания о днях Мошиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Mошиахa станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали».

По мнению РАМБАМа, все подобные вещи являются аллегориями, но он объясняет только некоторые из них. «И лишь во времена Mошиахa станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали».

Это обсуждение связано с еще одним законом, который он приводит в «Законах о раскаянии» (гл. 8). Грядущий мир — это души без тел. Но ведь будет пробуждение мертвых, но по мнению РАМБАМа это только на определенный период времени (тысячи лет), а после этого все возвращаются в прах. И тогда начинается грядущий мир, в котором есть только души без тел.

Таким образом, РАМБАМ считает: 1. Все материальные пророчество — это аллегории. 2. Награда — души без тел.

Эти две идеи связаны друг с другом. Об этом еще раньше писал р. Шломо Ибн Гвироль…

После пробуждения мертвых продолжают соблюдать заповеди…

Когда современники РАМБАМа увидели его книги, многие приняли его в штыки.

РАМБАМ утверждает, что мало кто пишет о грядущем мире.

Теперь обратимся к комментарию на Мишну РАМБАМа. Он решает, что есть такое понятие «Основы веры» и даже установливает эти основы.

Нас интересует предисловие глава «Удел» в трактате «Санедрин». Он пишет там, что те, кто учит агадот, делятся на три группы:

1. Учат по простому смыслу. Они верят во все слова мудрецов. Даже нелогичные вещи обуславливают реальность. Таких людей большинство.

2. Учат по простому смыслу. Они считают свой разум вершиной всего и поэтому если что-то в словах мудрецов непонятно, то это значит, что они говорили глупости. Таких людей меньше, но тоже много.

3. Если мудрецы что-то сказали, то надо понять, что они имели в виду. При этом мудрецы не находят себе места, пока не поймут, о чем идет речь. Понятно, что они не имели в виду по простому смыслу, так как это нелогично. Также понятно, что они не говорили глупости. Тогда следует, что это аллегория. Таких людей очень мало.

Мы должны следовать за логикой. Когда мы видим что-то сказанное мудрецами, следует понять, какое сообщение это несет для нас. Смотреть не на форму, а на содержание. Как сказали мудрецы, что большинство тайн Торы скрыты в сказаниях.

Теперь поговорим о форме награды в грядущем мире. В нашем мире она начинается с материальных вещей. Как говорят ребенку: учись хорошо и получишь конфету. Но так как есть приз, это детство. Ребенок считает, что конфета это хорошо, а учиться — не очень. Но ради конфеты он готов на жертвы. Со временем качество награды увеличивается.

РАМБАМ считает, что нет такого понятия «материальная награда», так как суть награды — духовная. И даже в нашем мире, по мнению РАМБАМа, человек предпочтет духовную награду физической. Одному человеку сказали: «Проси что пожелаешь. Но твой сосед, с которым ты вчера посорился, получит в два раза больше». Он думал, думал и попросил: «Вырвите у меня глаз». Как говорит РАМБАМ, человек предпочтет отомстить врагам вместо того, чтобы получить что-либо.

Но ведь сказано про блага? Это преодоление препятствий. Как сейчас, если мы будем сидеть несколько часов без еды, то не сможем учиться как следует. Поэтому еда тут не является наградой. Вот если бы каждому здесь дали автомобиль «Тесла», чтобы приехать на урок, а потом бы сказали: «Ну ладно, оставьте его себе», то это была бы награда.

Так и растущие на деревьях булочки и шелковая одежда. Это не награда, а преодоление препятствий. По мнению РАМБАМа, нет материальной награды…

Очевидно, что в грядущем мире награда будет духовной. А все материальные вещи, о которых говорят мудрецы, это только преодоление препятствий. И они обязаны быть аллегориями. То есть булочки и одежда не будут буквально расти на деревьях, а просто станут легкодоступными…

Поэтому после пробуждения мертвых они смогут легко соблюдать заповеди. У людей не будет больше препятствий. А потом уже придет награда.

По мнению РАМБАМа, пробуждение мертвых это основа веры, но это считается преодолением препятствий для того, чтобы все могли исполнить заповеди. Ведь раньше у евреев были разные проблемы, которые мешали им исполнять заповеди: войны, голод, бедность… И с помощью пробуждения мертвых каждый еврей сможет попасть в грядущий мир.

Эти слова РАМБАМа вызвали протест среди еврейских мудрецов того времени, которые не совсем правильно поняли его подход. РААВАД даже писал, что РАМБАМ в его глазах близок к тем, кто отрицает пробуждение мертвых.

Самый главный оппонент РАМБАМа — это РАМБАН, который жил в следующем поколении. В хасидизме очень часто встречается выражение «спор РАМБАНа и РАМБАМа».

В поколении РАМБАМа с ним спорили были РААВАД, рабби Меир Абулафия и глава йешивы в Вавилоне рав Ай-гаон (сын р. Шриры-гаона). Много лет центр Торы был в Вавилоне. В конце эпохи гаонов центр Торы перешел в разные места — Германия, Франция… Это эпоха первых законоучителей. Но границы разделения этих эпох не были совсем точные. Во время РАМБАМа был мудрец, который не соглашался с тем, что 100 лет назад закончилась эпоха гаонов. Так вот, хотя РАМБАМ написал в своей книге, что отрицающий пробуждение мертвых — это еретик, р. Меир Абулафия поначалу полагал, что РАМБАМ отрицает эту идею. Однако через какое-то время он изменил свое мнение. РАШБА, а за ни его ученик рабейну Йона также выступили против РАМБАМа. В то время сожглм книги РАМБАМа… После этого рабейну Йона изменил свое мнение.

РАМБАМ пишет, что отрицание пробуждение мертвых ведет к отрицанию чудес, а это против основ веры. Нельзя оставаться только в рамках природы.

Как же понять, что является аллегорией, а что — нет? РАМБАМ говорит, что он старается всегда сказать, что Тора соответствует логике и разуму. Но есть вещи, про которые нельзя сказать, что это аллегория, как пробуждение мертвых.

Противники РАМБАМа думали, что у него есть общее неприятие чудес, но это не так. РАБМАМ старается идти по пути разума, но не возводит это в абсолют.

Поэтому пробуждение мертвых — это основа веры.

Но есть еще вещи, с котороми спорят противники РАМБАМа. Он говорит, что материальные блага в будущем это аллегория, а они утверждают, что так произойдет в буквальном смысле. Он говорит, что конечная награда будет для душ без тел, а они утверждают, что это пробуждение мертвых для душ в телах.

РАМБАМ утверждает, что награда должна быть только духовной, так как это логично. Противники полагают, что раз мы старались исполнять заповеди с помощью тела, то оно обязано получить награду.

Есть в Талмуде рассказ об Антонинусе и рабби Йеуда а-Наси. Антонинус полагал, что тело и душа могут отвертеться от суда. Тело говорит: «Душа грешила, и с того дня как она отошла от меня, лежу я в могиле смирно, как камень». Душа говорит: «С того дня, что тело отошло от меня, парю я в воздухе, как птица». Тогда рабби Йеуда рассказал притчу. На что это похоже? У царя из плоти и крови был прекрасный сад, и давал он прекрасные плоды, и поставил он там двух сторожей, калеку и слепого…Взобрался калека на слепого и так сорвали они плоды, и съели их. Однажды пришел хозяин сада и спросил, где эти прекрасные плоды? Сказал ему калека: «Есть ли у меня ноги, чтобы ходить?» Сказал ему слепой: «Есть ли у меня глаза, чтобы видеть?» Тогда хозяин посадил калеку на спину слепого и судил их вместе как одно целое. Так и Пресвятой, будь Он Благословен приводит душу, бросает ее в тело и судит их вместе как одно целое. Если наказание дают душе в теле, то и награду тоже.

После этого РАМБАН выразил свое мнение и мы находимся сейчас в ситуации спора между РАМБАМом и РАМБАНом, но в соответствии с мнением каббалы и хасидизма, мы следуем в этом споре по мнению РАМБАНа.

Цемах-Цедек спрашивает, как может душа довольствоваться булочками и одеждой? Разве это награда? Но есть дать духовную награду, то тело не позволит получить ее в полной мере. Где тут логика?

И он ответает, что духовная награда будет так велика, что даже ограниченное тело сможет насладиться ей. Как пишет Ребе ШЛИТА пишет, что в теле раскроется Сущность Всевышнего. В другом месте Ребе объясняет, что материальные вещи это не награда, а просто благодаря раскрытию Сущности Всевышнего это появится как бы само.

Ребе в письме и в беседах не принимает идею, что РАБМАМ отрицает наличие материальных благ в буквальном смысле.

Речь идет о двух периодах. Каких же? На самом деле мы всегда знали, что по мнению РАМБАМа есть два периода. Это: 1. Дни Мошиаха и пробуждение мертвых. 2. Грядущий мир. Но Ребе говорит, что не об этом речь! В самих Днях Мошиаха есть два периода: 1. Мир такой же, как прежде. Булочки на деревьях — это аллегория. 2. Пробуждение мертвых и чудеса. 3. Души без тел в грядущем мире.

Но откуда взялись чудеса у РАМБАМа? Мы же объяснили, что у него нет материального вознаграждения. Ребе объясняет так: «Чудеса нужны для того, чтобы показать, насколько важны и ценны евреи для Всевышнего».

Получается, что нет спора между РАМБАМом и РАМБАНом в отношении чудес. В беседе (том 27) Ребе говорит, что возможно вообще перейти сразу ко второму периоду, а в других беседах он представляет это как окончательный вариант.

Подведем итог по объяснению Ребе:

По мнению РАМБАНа есть два периода. Мошиах приходит и все будет естественным путем (по мнению РАМБАМа и РАМБАНа), только будет легче соблюдать заповеди. Теперь переходим ко второму периоду, когда происходит пробуждение мертвых. По мнению РАМБАНа, это конечная цель, поэтому будут чудеса, так как они являются частью награды. По мнению РАМБАМа тоже будут чудеса, но это не награда, а возможность показать, как Всевышний любит евреев. Третий период — только по мнению РАМБАМа, когда будут души без тел.

Есть одно место (комментарий по РАМБАМу 5752 г.), где Ребе пишет, что по мнению РАМБАМа конечная цель — это также души в телах.

Еще один вывод, к которому можно прийти, основан на беседе Ребе в Шавуот 5743 г. Возникает такой вопрос: а знал ли сам РАМБАМ, что по его мнению материальные блага будут в буквальном виде? Ведь если мы читаем то, что РАМБАМ пишет в своих трудах, то практически никто не может увидеть там, что материальные блага будут в буквальном смысле. Можно дать два ответа. Первый основан на словах Цемах-Цедека, который объясняет мнение рабби Йосефа Каро. Он написал «Шулхан Арух» и более подробный комментарий «Бейт-Йосеф». Цемах-Цедек обсуждает один из законов и приходит к выводу, что можно объяснить «Шулхан Арух» определенным образом. Но ведь сам рабби Йосеф Каро в комментарии «Бейт-Йосеф» объясняет это по-другому! Цемах-Цедек говорит, что это не проблема и можно объяснить слова «Шулхан Аруха» иначе, чем сам р. Каро. Почему? Потому что в отношении «Шулхан Аруха» пишет р. Йонатан Эйбешиц (в книге «Тумим»), что его слова соответстуют еврейскому закону без намерения автора! Поэтому мы можем объяснить «Шулхан Арух» не так, как сделал это его автор, а как был впоследствии вынесен закон.

Таким же образом можно сказать, что даже если РАМБАМ не имел в виду это, можно объяснить это из его слов.

Еще можно сказать, что РАМБАМ в своей книге оставил место для намеков. И также эти вещи он написал наподобие того, как это он сделал в труде «Наставник колеблющихся», где он не раскрыл свои собственные взгляды, а написал так для упокоения людей того времени.

Поддержите сайт Комментарии: 0
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter