«Если по указам Моим ходить будете и заповеди соблюдать и исполнять их, то дам я ваши дожди в свое время».
Известный вопрос: в чем смысл сказанного в этом отрывке из Торы? Ведь на первый взгляд, указы («хуким») — это вид указаний Творца, не подлежащих обсуждению и которые надлежит исполнять также и тогда, когда их значение постичь не дано. А если так, то почему сказано «будете ходить», что указывает на хождение и подъем с одного уровня на другой, ведь действие, совершаемое при исполнении заповеди, всегда одинаково? Как это видно на примере тфиллин: все евреи от Моше и до самого простого еврея возлагают те же самые тфиллин с четырьмя коробочками и четырьмя пергаментами, когда различия существуют только в намерении и внутреннем подходе при исполнении заповеди. Если так, то необходимо понять, что это за «хождение по Моим указам».
Следующий вопрос. Известно, что есть несколько разновидностей в заповедях. Свидетельства («эдот»), указы («хуким») и суды («мишпатим»). И если так, то почему вся Тора и награда за нее поставлены в зависимость именно от указов?
И даже продолжения слов Торы: «И заповеди мои будете соблюдать» — это только результат того, что сказано в начале. И как понятно из объяснения РАШИ на этот стих, что «если по указам Моим будете ходить» указывает на изнурительный труд при изучении Торы. И именно такой труд приводит к тому, о чем говорится в продолжении стиха к соблюдению и исполнению заповедей.
Отсюда понятно, что главное здесь — слова «по указам Моим будете ходить», а продолжение «и заповеди мои будете соблюдать» — это только результат и следствие того, о чем сказано в начале.
Это необходимо понять. Также необходимо понять продолжение текста: «То дам Я ваши дожди в свое время». То есть речь идет о награде за заповеди. И на первый взгляд нужно объяснить, почему исполнение заповеди зависит от получения награды?
Можно было бы предположить, на первый взгляд, что награда является результатом и следствием за исполнение заповедей. То есть, когда «по указам Моим вы будете ходить», то само собой разумеется, «дам ваши дожди в свое время».
Однако, так предположить невозможно, поскольку сказано: «И я дам ваши дожди», из чего следует, что для передачи награды происходит какое-то особое действие. И совсем непонятно: в качестве награды за исполнение заповедей здесь говорится именно о материальной награде.
Основной момент объяснения всего этого в следующем.
Выражение «по Моим указам» происходит не только от слова «указ» («хок»), но также и от слова «вырезано» относительно передачи Торы евреям («хакика»). Мы находим несколько уровней: письменная Тора, устная Тора и слова 10 заповедей, высеченных на Скрижалях. И хотя вся Тора была дана на Синае и письменная Тора, и устная, включая все, что в будущем мудрец обновит в ней, тем не менее, все это не похоже на Тору, как она высечена на Скрижалях.
Разница между ними такая. В изучении устной Торы изучающие и сама Торы отделены друг от друга; это так даже в письменной Торе, написанной чернилами на материальном пергаменте, когда буквы и свиток Торы становится одним целым. Тем не менее, перед этим было время, когда буквы и свиток были разделены, и они соединились только благодаря действия человека. И поэтому вполне возможно, что через некоторое время они опять будут отделены друг от друга.
Совершенно по-другому в отношении букв, вырезанных на Скрижалях. И хотя перед этим буквы и Скрижали были разделены между собой, тем не менее, посредством вырезания они становятся одним целым, причем настолько, что невозможно между ними разделить.
И это имеет прямое отношение к служению человека. Иногда объединение евреев с Торой, которую он учит, или с заповедями, которые он исполняет, представляет собой соединение двух аспектов, и поэтому из-за свободы выбора, которой обладает человек, возможно разъединение между ними. Но есть также служение более высокого уровня, когда человек совершает свою работу на примере вырезанных букв. И тогда его объединение с Торой и заповедями абсолютно вплоть до того, что между ними невозможно разделить.
И становится понятно то, что сказали мудрецы относительно указов. Это законы, не подлежащие обсуждению, поскольку указ — это объединение на уровне сущности души в образе вырезанных букв. Соответственно, это не имеет никакого отношения к мысли и рассуждениям, ибо это внутренняя связь на уровне сущности души. Та форма, в которой она выше, чем все ее раскрытия и проявления.
И в этом заключается смысл слов: «Если по указам Моим будете ходить», что указывает на всю Тору и заповеди, а не только на Скрижали с вырезанными буквами, ибо человек должен совершать свою работу также во всей Торе и заповедях, чтобы они были в образе указов от слов «вырезанная», то есть чтобы он во время служения был в полном объединении с Торой и заповедями, вплоть до того, что невозможно между ними разделить.
И на это указывает наш отрывок «Если по указам Моим ходить будете» — поскольку человек в своем служении объединяется с Торой и заповедями и объединяется с Тем, кто дал ему Тору и заповедовал эти заповеди. Поэтому именно тогда возможно, что его служение происходит образом постоянного подъема и продвижения, ибо Всевышний бесконечен, и поэтому всегда есть возможность подниматься выше и еще выше. И хотя, находясь в самом начале своего служения, он уже в полном объединении с Творцом в соответствии со своим уровнем, тем не менее, поскольку Всевышний бесконечен, он может подниматься выше и выше.
И как объясняется в другом месте в хасидизме, что когда человек служит Творцу со всеми своими силами, и эти силы в соответствии с его уровнем, тогда он связан с сущностью самого Творца наверху.
И в этом есть два аспекта. Первое, что также в его силе есть нечто от истинной силы. И второе поскольку его силы связаны с истинной силой, то отсюда понятно, что, в конце концов, он обладает возможностью достичь самых высоких уровней Творца. И поэтому человек не должен оставаться на своем уровне, но постоянно подниматься и продвигаться, пока не достигнет истинной силы, то есть самой божественной сущности.
И каким образом человек может достичь уровня, где он находится в абсолютном объединении со Всевышним? Это возможно, когда он находится в месте и на уровне, в котором находится сам Творец. То есть только в этом нижнем мире, про который известно, что пожелал Всевышний, чтобы было у него жилище в нижних. И поскольку он пожелал, чтобы жилище было именно в нижних, то в соответствии с выражением Баал-Шем-Това, человек присутствует там, где находится его желание. Там он находится полностью. И, соответственно, в месте, где находится желание «верхнего человека», то есть самого Творца, там Он и находится. Божественная сущность находится именно внизу.
Как сказано: «Небеса и небеса небес не могут Тебя вместить». И жилище Творца находится именно в нижних мирах, как сказано: «И сделают Мне Святилище и Я буду обитать в них». Не сказано «в нем», а именно «в них» — внутри каждого еврея и еврейки.
Становится понятным продолжение стиха: «И дам Я ваши дожди». Сказано именно «дам Я», чтобы указать, что передача награды происходит именно от Сущности Творца. И награда, о которой идёт речь, имеет отношение именно к материальным благам. Поскольку Всевышний находится в этом мире, как в жилище, то по примеру человека, который находится в своем доме со всем, что имеет отношение к нему, также и Всевышний находится в мире со всеми аспектами, которые имеют отношение к миру.
И это касается также награды за заповеди. Сама награда не духовная, но имеет отношение именно к материальным аспектам, как мы видим на примере РАШБИ, что благодаря словам Торы, которые он произнес, пошли самые настоящие материальные дожди.
И об этом говорится в продолжении этой главы: «И вел вам с поднятой головой» — в полный рост, включая два роста в одном слове, что указывает на Божественную Сущность. И об этом сказано: «Оживит нас от двух дней, а в третий день поднимет. И будем жить им». Третий день намекает на третий Храм, который приходит на смену разрушенным двум и их объединяет, что также указывает на Божественную Сущность. Это также связано с месяцем Сиван: «В третий месяц в этот день пришли в пустыню Синай. И расположился там Израиль [еврейского народ] напротив горы». РАШИ объясняет, почему слово «расположился» в единственном числе, так как они все были едины. Благодаря этому они удостоились раскрытию третьего месяца, открытой части Торы.
Подобно этому происходит в будущем, «в третий день поднимет нас и будем жить пред Ним». Слова «пред Ним» указывают на раскрытие внутренней части Торы из уст праведного Мошиаха…