СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 03:59

Каббала: к 400-летию раби Хаима Витала, автора «Древа жизни»

АРИЗАЛ прожил в Цфате менее двух лет. Его соратник рабби Хаим Виталь поначалу был полон сомнений и рефлексий, самый настоящий Гамлет иудаизма, все его страдания отражены в его дневниках.

1553 (2) мин.

Дорогие друзья! Как вы знаете, я связана с Цфатом, поскольку живу тут уже 28 лет, перевожу учение каббалы с языка первоисточника. Замужем за раввином, который занимается расшифровкой дат рождения и имен по каббале, дает консультации. Вы можете знать меня также по другим моим книгам, повестям «Эстер» и «Йерихон» и роману «Маршал». Но основная моя работа связана именно с переводами и исследованиями в области лурианской каббалы, с темой Цфата и личностей, которые сделали этот город знаменитым.

«В горах высоких расположен Цфат, Иерушалаиму молочный брат».

Здесь обитал
Рабби Хаим Витал,
Молился и учил,
И Тору познавал.
И тайный смысл всего
Занимал его…
Здесь по горам
Назло всем ветрам
Ходил святой АРИ
И с нами говорил
О тайных именах
И чудесах…

16 век — считается временем расцвета лурианской каббалы. Луриа — это фамилия основателя учения (АРИЗАЛа). Его душа являлась реинкарнацией души самого р. Шимона бар Йохая, автора книги «Зоар».

Когда мы анализируем какое-либо явление, то пользуемся тремя параметрами: место действия, время, и действующие лица.

Итак, эпоха — это 16 век. Или, с точки зрения иудаизма, это заря шестого тысячелетия от сотворения мира. Для шестого тысячелетия характерно усиление мессианских настроений. Шестой день недели — это пятница. В системе Сфирот самая нижняя сфира соответствует Реализации, или Малхут, или же королеве Субботе. Седьмой день — суббота. Суббота — символ вечности, печать Творца на сотворенном. Мессианское, оно же седьмое, тысячелетие, должно вот-вот наступить. И евреи полны предощущения этого события.

Отсюда особые волны энергетики, свойственные тогдашней цфатской общине. В 1492 году произошло изгнание евреев, не желавших насильственного крещения, из Испании и Португалии. Испанские изгнанники поселились в Галилее и привнесли ростки прогресса в ремеслах, науках, промышленности, параллельно с этим появилась и каббала как учение, дающее ответы на вопрос… Как вы думаете, на какой вопрос дает ответ учение каббалы?

Быть или не быть

Гамлет с его вечным «Быть или не быть», кстати, как раз писался тогда, в эти самые годы 16 века. Шекспир стоял у истоков лондонского театра «Глобус», когда святой АРИ, Лурия Ашкенази, стоял у истоков цфатской каббалы.

Еврейское «Быть или не быть» предполагает, что есть цель создания миров — и это задействование человека (нижнего, сотворенного) в процессе гармонизации мироздания.

Всевышний мог бы прекрасно все сгармонизировать и без нас, но для Него важно наше соучастие в процессе. И вот каббала рассматривает теорию о разбитии сосудов, о первоначальном свете из точки, сокращении света («цимцум»), о поднятии искр святости за счет нашей вовлеченности в те или иные жизненные ситуации. Без знания основ квантовой физики и квантовой механики в этом разобраться сложно.

Еврейский ответ на вопрос Гамлета — да, быть, то есть жить внутри материальной оболочки! Причем не просто быть, но еще и добиваться победы, приносить радость Творцу.

Дадим несколько биографических штрихов. Кто были эти люди, которые, казалось бы, в темном мрачном средневековье под игом османской империи, в условиях эпидемий, антисемитизма, бедности поставили перед собой такую сверх-задачу?

Назовем такие имена, как АРИ, его ближайший ученик рабби Хаим Виталь, автор субботнего гимна «Леха Доди» р. Шломо Алкабец, создатель первой группы цфатских каббалистов РАМАК (р. Моше Кордовейро), р. Шмуэль ди Узида, другие члены группы, товарищи по изучению тайн каббалы.

Прорыв в изучении каббалы начался с того, что АРИ прямо и косвенно заявил о прошлых реинкарнациях и своих, и своего ученика, и даже не одного, а нескольких. Ранее в иудаизме не прибегали к этой мере воздействия на воспитуемого. Поднимать занавес тайны не позволялось. Мало кто постигал смысл сказанного в комментариях на Тору, каким духовным корнем отличались друг от друга — например, Каин и Авель и кто в кого позднее воплотился в ходе истории.

И вот возникает гигантская фигура АРИЗАЛа на горизонте каббалы, и знания начинают просачиваться в этой области, области инкарнации.

Оказывается, что веселый певец Исраэль Наджара — душа самого Короля Давида, а рабби Хаим Виталь — ни много ни мало — рабби Акива. И так далее, и примеры не единичны.

Эта революционная концепция помогала АРИ привести современников к осознанию своей роли, поднять их дух и реализовать их потенциал.

АРИЗАЛ прожил в Цфате менее двух лет. Его соратник рабби Хаим Виталь поначалу был полон сомнений и рефлексий, самый настоящий Гамлет иудаизма, все его страдания отражены в его дневниках. Но он сумел воспринять учение каббалы в адекватной форме и, прожив очень длинную жизнь, зафиксировать основные идеи в 15-томном собрании сочинений. Я работаю над их переводом уже 29 лет. Также в стихотворной форме передала его записи вот таким образом:

Я из Дамаска пришел
В Цфат Галилейский родной
Услышав просьбу и молитву,
Меня учитель там нашел,
И вместе начали мы битву
За Храм и Иерусалим
Который неотделим
От веры в Б-га наших предков
И преуспели мы почти,
Вот-вот исполнились мечты…
Но нас оставил АРИ
Без парусов и ветрил, о мама!
Учитель рано ушел
И только снится мне ночами, лишь ты поймешь
Только ты поймешь, как его мне не хватает.
Взвалил на плечи весь мир…
Не знаю, выдержу ли, мама.

Вот так, согласно его дневникам, переживал он утрату учителя…

Другой ученик, рабби Исраэль Саруг, не стал дожидаться, пока ему разрешат, и покинул группу, не приняв главенство р. Хаима Виталя, переселился в Италию и там обрел в качестве мецената р. Азарию де-Панно, покровителя семей РАМАКа и Каро, и стал широко публиковать учение АРИ.

В 1572 году, после кончины АРИ, которого несмотря на это прозвали «живым», основная часть учеников сплотилась поначалу под руководством рабби Хаима Виталя. Но затем он получил назначение стать главным раввином Иерусалима и покинул Цфат. Из Иерусалима, будучи схваченным и находясь под арестом вследствие конфликта с пашой, рабби Хаим сумел бежать, использовав технику телепортации по воздуху.

Он оказался в Дамаске. Финал его жизни, новая женитьба, счастливое супружество, плодотворная работа над рукописями, разносторонние занятия (виноделие, сыроварня, изготовление чернил, астрономия, наблюдение за звездами и кометами) — и венец всему — передача рукописей сыну, рабби Шмуэлю. Наконец-то рабби Хаим перестал сомневаться в себе и задавать гамлетовский вопрос — быть ему или не быть достойным продолжателем дела АРИЗАЛа.

Он вошел в историю как правая рука АРИ, как о том было сказано при их расставании. «Когда расстаюсь с тобой — я точно расстаюсь с жизнью», ведь Хаим на иврите — «жизнь».

Важнейшая концепция лурианской каббалы — это приоритет доброты, добрых поступков над всеми познаниями и продвинутостью в учебе.Добавим, что в текст молитвы, составленный по указаниям лурианской каббалы, включены слова «Возлюби ближнего своего как самого себя» — как девиз или исходная точка для начала молитвы по утрам.

Трагедия учеников АРИ заключалась в том, что между ними не было того единства, которое было нужно.

Иллюстрируют это два эпизода — с походом в Иерусалим в канун субботы, известный фрагмент, когда им помешала мысль о женах, и сам финал совместной работы, уже после начала разразившейся в 1572 году эпидемии, когда ученики переселились со своими женами и семьями в просторный двор АРИ. АРИ знал, где хранится пепел красной коровы, нужный для очищения и начала работы в Третьем Храме. Он и видел свою задачу в восстановлении Храма и государственности Израиля на основе Торы. Но жены учеников перессорились на кухне и ангел смерти вошел в помещение.

Драматизм и накал страстей тут настолько велик, что можно снять художественный фильм...

Поскольку душа АРИ происходила из высшего мира Ацилут, где царит единство, то такое же братское единение должно было наступить и для правильного изучения каббалы.

Сейчас мы имеем возможность все исправить. Прошло ровно 400 лет со дня кончины рабби Хаима Виталя, я готовлюсь снять художественный фильм об его жизни, уже есть сценарий на двух языках и есть проект, которому нужен спонсор. Но еще лучше будет, если и без всякой связи с денежными вопросами мы просто уже удостоимся прихода Мошиаха и воскресения мертвых и встретимся с каббалистами Цфата лично. Амен.

Опубликовано: 09.09.2020 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter