СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-28 22:13

Параллельная реальность Хаима Вальдера

Дорогой Ребе! Я собираюсь застрелиться, дайте мне благословение, чтобы...

1598 (1) мин.

Написать что-либо дельное о судьбе писателя Хаима Вальдера трудно. Подобен ли он талмудическому р. Элиэзеру бен Дурдая? Тот совершил много грехов, но в результате драмы раскаялся за очень короткое время и тут же был взят на небеса. Там его направили в «гардероб», поскольку он оказался голым, и стали искать для него одежду.

Первосвященник Йоханан — к концу жизни ставший саддукеем — напротив, был неожиданно для всех направлен на мучительное исправление в Ад. Его одежды передали р. Элиэзеру бен Дурдая, чтобы тому было в чем пойти в Рай. Источник информации — «Писания АРИ».

Или же наш подзащитный похож на Брурию — жену рабби Меира — которая была замешана в чем-то аморальном, и, желая забыть о происшедшем, скинулась с высокой башни?

В любом случае, мы все сейчас в соцсетях пытаемся сказать по поводу самоубийства Хаима Вальдера что-то умное, пересылаем друг другу выступления раввинов, доказательства его вины и проч. и проч. Но, по сути, мы глубоко внутри недовольны сами собой — как же это мы могли настолько сильно ошибаться в нашем восприятии человека и его книг, его «облико морале», его жизненных установок. Нам обидно, что нас оставили в дураках.

Если тяжесть преступлений реальна, то на том свете он, должно быть, испытывает дикие мучения.

Но наш подзащитный был талантлив, остроумен, творчески плодовит. «Чем значительнее человек, тем сильнее его дурное побуждение», — говорит еврейская поговорка.

У меня только одна новость для него: Хаим, ты мог поступить иначе. Ты мог обратиться к Ребе с помощью «Игрот Кодеш», написать письмо и честно изложить свое положение и его безвыходность перед лицом религиозного, обманутого тобой, общества. Ты мог получить ответ от Ребе. Нет, такая попытка не разрешила бы твою моральную дилемму за тебя. Так не бывает. Ребе не дает индульгенций. Но ты бы получил другой взгляд, другую перспективу на свою ситуацию.

Ты бы написал: «Я сейчас собираюсь застрелиться, дайте мне благословение, чтобы моя семья все выдержала и…» — здесь бы ты разрыдался и закрыл книгу, сунув в нее письмо. И ты бы открыл, скажем, тот же фрагмент про р. Элиэзера бен Дурдая, который приведен у Ребе в «Игрот Кодеш». Да, не удивляйтесь, есть письмо об этом. Оно могло выпасть в качестве ответа Хаиму Вальдеру.

Содомские грехи, римские грехи, насилие, измена — да что угодно, — если человек пишет Ребе, значит, он хочет понять сам себя, он просит, чтобы, как в «Гамлете»: «…мои глаза ты повернул зрачками в душу!»

Здесь я ставлю многоточие. Я не писатель такого уровня, как популярный Хаим Вальдер, но все-таки я писатель, и знаю, где нужно вовремя замолчать. Поставить точку. Или даже три…

Опубликовано: 01.01.2022 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter