Превратить тьму в свет, горечь — в сладость! Очень интересно бывает отследить связь между книгой «Тания» которую учишь каждый день, недельной главой Торы и отрывком из книги пророков, читаемом в субботу. Бывает, что из этого складывается свежее восприятие собственных жизненных ситуаций. НЛП дает нам разные упражнения, целью которых является натренировать в себе веру в позитивный исход любого события. А материалом такой тренировки для меня всегда служит мой ежедневный ХИТАС — благо, на сайте он доступен.
Я задаю вопрос по итогам субботнего чтения Торы: какова связь между главой и отрывком из книги пророков? Мы читали главу «Бэаалотха», и в ней так много всего. Тут и станы, их расположение в пустыне, и левитское служение, и обритые наголо сами служители (ах, каково было Кораху, когда его брили! Здесь — зачатки его будущего бунта). И неожиданно начавшие пророчествовать (дотоле немые, физиологически лишенные дара речи) Эльдад и Мейдад, сыны Элицафана. А до них и сразу после них — история с мясом. С блюдом из пресловутых перепелок («слав»), которые не требовали кошерного забоя и были слишком быстро и страстно употреблены в пищу отдельными гражданами святого еврейского сообщества, вернее, теми, кто назван «асафсуф» (всякий сброд). Всевышний насылает мор. Без знания хасидизма мы могли бы впасть в депрессию от этой истории. Люди, умирающие с кусками мяса в зубах! Жутко!
Хасидизм придает всему иной оттенок: могилы похоти трансформируются в нечто позитивное: «Место, где евреи сумели похоронить свои страсти». Место победы.
Тут же, в этой главе, диалог между Мирьям и Аароном. Мы не знаем, в чем тут был грех со стороны Аарона — возможно, он просто слушал Мирьям, давая ей высказаться. Она упомянула намеком, что Моше отделился от жены, как ей это доподлинно известно. И что ей больно за Ципору. Так говорят комментаторы. «Ведь мы тоже пророки, но не ушли от супружеской жизни». И в этот момент… рядом с двумя героями появляется Сам Всевышний, который «сошел» к ним и прервал их беседу. «Вы другие, вы понятия не имеете об уровне Моше, — возразил Г-сподь, — он настолько предан мне, что для него что нет, что да — все едино».
Мирьям устыдилась. Внезапное появление Всевышнего как раз поставило ее в неловкое положение, потому что она до того была с мужем, и в ее теле была нечистота соития. Она осознала, что ее забота (аидише мамэ, что скажешь) о брате и его жене оказалась неуместной гиперопекой.
Похожие переживания испытал и Аарон. Как бы то ни было, Мирьям оказалась прокаженной (как если бы была повинна в злоречии) и попала в карантин. Вот сколько событий в одной главе!
И на все это должна намекать избранная для чтения в субботу глава из пророков? Нет. Достаточно, если будет один момент, который укажет на связь с главой. И вот, слушая в субботу отрывок из пророка Захарии, я искала, где же здесь тот самый намек.
Оказалось — тема меноры. Золотой меноры. Она присутствует и у Захарии, напоминая тем самым, что (в те времена, когда евреям было запрещено властями чтение Торы) тема недельной главы и даже само ее название указывают на золотой семисвечник.
Вся психология нервно курит в уголке, когда наш Ребе Король Мошиах разъясняет, каким образом каждая лампада этой меноры отражает некое качество человеческой натуры, а всего этих эмоциональных качеств — семь.
За субботним столом мы задавали нашим детям и нашим гостям следующие вопросы:
1. Как связаны недельная глава и отрывок из книги пророков?
2. Какая глава сейчас читается в «770», и как мы видим, что обе главы указывают на возвышение, поднятие? (Ответ: «Насо» — вознеси главу, «Бэаалотха» — при вознесении свечей, оба раза это — поднятие).
3. Как соотносятся эти главы и 12 число месяца Сиван? (Ответ: завершенность идеи праздника Шавуот, возвышенность получения Торы и поднятие в обеих недельных главах, а также то, что суббота — как раз завершение праздничных «дней восполнения» Шавуота и сам по себе намекает на Шавуот, ведь Тора также была дана в субботу).
4. Почему человек не обретает внутреннего спокойствия, пока не получит цели в жизни (то есть Торы)?
5. Как мы понимаем историю двух немых старейшин, феномен под названием «Эльдад и Мейдад» (ответ из каббалы, Элицафан был мужем Йохевед, которую ее прежний муж отослал, дал ей гет, но не с полным сердцем. Поэтому она родила неполноценных детей в новом браке. Но тогда встает вопрос, как она могла вернуться к Амраму? Рабби Менахем-Азарья де-Фанно, который выдвинул эту теорию, подробностей не сообщает).
6. Столько лет молчать и в итоге сказать всем, что Моше-рабейну не введет их в Землю Обетованную! Какой жребий выпал на долю этих праведных людей.
7. Как чувствовал себя Моше при всех этих обстоятельствах? Однако он не наказал никого. В истории с Мирьям за него вступился сам Б-г, а на Эльдада и Мейдада воспылал гневом Йеошуа. За Моше ревновали другие. Но сам он реагировал только внутренне. НЛП он не знал, наверное, но его реакция — такова, как если бы он владел всеми инструментами современной психологии. Такой темпераментный человек — и однако, настолько владеющий собой. «Что да, что нет — ему все едино» — свидетельствует о нем сам Б-г.
8. Какие уроки вы извлекаете для себя из недельной главы и какие советы применяете в своей жизни?
…Если вам, дорогие друзья, интересен такой формат обсуждения, то мы продолжим публиковать и дальнейшие наши исследования.