Ребе Король Мошиах отмечает, что понятия Кораха о равенстве всех евреев исходили из высокого источника, к которому мы относим также и Свет, оживляющий все миры в равной мере — а именно, Ор Макиф, то есть свет окружающий. Он выше всех сосудов, он трансцендентен и потому проникает повсюду в равной мере.
Конечно, на момент времени, о котором шла тогда речь, было неправомерно проводить сравнение с этим светом, ибо лишь в будущем мире он станет воздействовать на все сотворенное по принципу Света наполняющего, то есть войдет в сосуды, и они не «лопнут». Тогда и исполнится «принцип коммунизма» — «от каждого по способностям, каждому по потребностям», и не будет более нужды в принуждении, в госструктурах, в иерархии и т.п.
Но пока что наш «коммунист» Корах явно перестарался в своих попытках догнать и перегнать время, его претензии к Моше и Аарону были полны личных амбиций, равенство всех перед законом на самом деле его не так уж и волновало.
Наш нынешний (дай Б-г, уже распущенный по домам ) Кнессет тоже далек от истинной демократии и на деле был лишь аукционом, на котором с молотка продавали Землю Израиля, народ Израиля и ценности традиционного еврейства.
В «Пиркей Авот» за этот период, который мы учим по субботам, Корах также упоминается (5:17): «Всякое дискуссионное собрание, которое во имя Небес, устоит (например, споры Гилеля и Шамая), всякий же спор ради спора, подобный своре Кораха и сообщников, будет бесплоден».
«Афтара» (пророк Шмуэль, часть 1) повествует по принципу подобия о том, как после долгих и утомительных столетий распрей, когда «каждый делал то, что хорошо в глазах его», то есть Эпохи Судей, наконец-то Шмуэль соглашается (прояснив предварительно народу, что мы не должны просить себе короля, как все другие народы) «возобновить», или утвердить королевскую власть Шауля. Народ раскаивается и с благодарностью принимает монарха и пророка как верховную политическую и духовную власть.
Да будет так и с нами, и понимающий поймет!
Вопросы по двум статья по теме «Корах» (см. Нет плохих детей, есть дети, которым плохо):
1. Как звали человека, чья жена спасла его от участи приспешников Кораха? В какой реинкарнации мы встретим эту женщину позднее, согласно учению АРИ?
2. Чье назначение на высокий пост так взбесило Кораха?
3. О чем говорит «Афтара» на эту главу и в чем тут подобие?
4. Как применить изученное в «Тании» о божественном свете и цимцуме к недельной главе?
5. Какая Мишна упоминает Кораха?
6. Как связать недельную главу с политическими реалиями современности? (в нынешнем году — роспуск Кнессета худшего из всех правительств Израиля).
7. Как связан Корах с будущим — а именно, приходом Мошиаха? Что с ним произойдет тогда?