СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:55

Что значит слово «еврей»?

Итак, мы унаследовали название «иври» от Авраама. И не только название. Как и Авраам, мы на протяжении тысячелетий сохраняем свою неповторимую особенность — стоим на другом берегу. Именно так воспринимает евреев все остальное человечество — как доброжелатели, так и враги.

18.09.2005 19465 мин.

Русское слово «еврей», английское hebrew и т.д. произошло от ивритского слова «иври». Это слово мы встречаем в первый раз в Торе в главе «Лех Леха» (14:13): «И пришел беглец, и известил Авраама-иври. И услышал Авраам, что сродник его (Лот) пленен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана».

Что же обозначает слово «иври», от которого произошло русское название нашей национальности? Обратимся к комментариям Писания. В них нет единого объяснения.

Известный комментатор ТаНаХа рав Овадья Сфорно считает, что так называли последователей Эвера, веривших в единого Б-га и отвергавших идолопоклонство. Беглец не знал, что Авраам — родственник Лота, но ему было известно, что и Авраам и Лот верят в единого Б-га, т.е. что они последователи Эвера-иври (правнука Шема). Таким образом, по Сфорно, иври — это приверженцы единобожия, а не этническая группа.

Другого мнения по поводу этимологии слова «иври» придерживается Раши. Он приводит мидраш, из которого следует, что жители Ханаана прозвали так Авраама, потому, что он пришел в Ханаан «с того берега», из-за реки Ефрат. Ивритский глагол («лаавор») имеет значение «переходить».

Оба эти толкования отнюдь не противоречат одно другому. Мудрецы Талмуда понимали еще глубже значение прозвища нашего праотца Авраама — «Авраам а-иври»: Авраам стоит на одном берегу, а весь остальной мир — на другом. «Проблема еврейской самости, особенности, уже заключается вначале — в появлении Авраама».

Авраам, его сын Ицхак и его внук Яаков в одиночку противостояли всему миру. Все люди видели те же явления, что и они, но не делали из своих наблюдений тех же выводов. Человек скрывал и извращал идолопоклонством очевидность Божественного присутствия. В этом Авраам был один в мире, противостоя царям и народам. Но Авраам не замкнулся в своем великом постижении Истины, он распространял свое учение и оказал огромное влияние на народы мира. «Однако главной целью Авраама, Ицхака и Яакова было создать народ, который должен познать Творца и служить Ему» (Рамбам).

Итак, мы унаследовали название «иври» от Авраама. И не только название. Как и Авраам, мы на протяжении тысячелетий сохраняем свою неповторимую особенность — стоим на другом берегу. Именно так воспринимает евреев все остальное человечество — как доброжелатели, так и враги.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter