СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 03:02

«Бней Ноах» — это хорошо?

Ной — в еврейской традиции — Ноах, что мы знаем о нем? Ну, каждый среднеобразованный человек, разумеется, знает про Ноев ковчег, всемирный потоп, окончание плавания у горы Арарат. В последнее время в мире появились общины детей Ноя — «Бней Ноах». Так себя называют представители различных наций...

Григорий Кульчинский (газета «Вести») 08.09.2004 10591 мин.

Ной — в еврейской традиции — Ноах, что мы знаем о нем? Ну, каждый среднеобразованный человек, разумеется, знает про Ноев ковчег, всемирный потоп, окончание плавания у горы Арарат, о голубе с оливковой ветвью в клюве (голубь Мира с картины Пикассо) и о трех сыновьях Ноаха, от которых и произошло все человечество. В последнее время в мире появились общины детей Ноя — «Бней Ноах». Так себя называют представители различных наций (не евреи), признающие Тору и выполняющие семь заповедей. Мой собеседник — рав Шолем Лугов, работает в организации «7 Законов Потомков Ноя» под эгидой Объединения Любавичских хасидов в Израиле. Он любезно согласился прояснить ситуацию для наших читателей.

— Давайте начнем с родословной. Сказано в Торе, что Адам в 130 лет породил Шета, Шет в 105 лет породил Эноша, Энош в 90 лет породил Кенана, Кенан в 70 лет породил Маалалэля, Маалалэль в 65 лет породил Йереда, Йеред в 162 года породил Ханоха, Ханох в 65 лет породил Метушелаха, Метушелах в 187 лет породил Лемеха и Лемех в 182 года породил Нoaxа. Имя Ноаха происходит от слова «облегчить». Подразумевается, что он должен был облегчить жизнь людей. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась. До Ноаха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их.

— Степень праведности Ноя — насколько я знаю, по этому поводу мудрецы не пришли к единому мнению…

— В Торе сказано, что Hoax был человек праведный, «непорочный в своих поколениях» (Брейшит, 6:9). Согласно классическому комментарию Раши, мудрецы понимают эти слова по-разному: одни считают, что Тора хвалит Ноаха, другие же усматривают здесь скрытое осуждение. В самом деле, был ли Ноах великим праведником только в своем безнравственном поколении, по сравнению с грабителями, насильниками и убийцами? А если бы жил в более благополучную эпоху праотца Авраама, т.е. десять поколений спустя, смог бы он претендовать на это почетное звание? Но если глава Торы названа именем Ноаха, то зачем трактовать ее слова в обратном смысле?

Многое можно понять, сравнив Ноаха и Авраама. Ноах отдалился от своих современников, избегал малейших контактов с ними, и это помогло ему стать праведником, человеком, наделенным выдающимися нравственно-духовными качествами: «Перед Б-гом ходил Ноах» (Берешит 6:9).

Аврааму же не было нужды отдаляться, замыкаться в себе, поскольку его поколение стояло на более высоком моральном уровне. К тому же Авраам был ближе к народу. Он проповедовал «в массах» открывшуюся ему идею Единобожия, был добр с людьми, гостеприимен, отзывчив, умел постоять за правду и справедливость, чем снискал всеобщее уважение.

— Собственно говоря, сам факт того, что выбор Всевышнего пал именно на Ноаха…

— Тут тоже все не так просто. Когда Б-г сообщил Ноаху о своем намерении уничтожить мир и велел построить ковчег, плавучее сооружение особой конструкции, поместить там всех представителей животного мира — каждой твари по паре — и большой запас продовольствия, у этого праведника было еще достаточно времени (комментаторы говорят, что строительство Ноева ковчега продолжалось 120 лет), чтобы повлиять на свое извратившееся поколение, побудить людей к раскаянию и тем самым спасти их. Но он этого не сделал, или, возможно, пытался сделать, но не преуспел. Ноах сделал ровно столько, сколько от него требовалось. Возможно, он понимал, что его заслуг перед Всевышним хватит лишь для спасения его семьи. На заслугах же Авраама держался весь мир.

— Завет Всевышнего с Ноахом и его сыновьями — в чем именно он состоял?

— Мудрецы объясняют, что отрывок текста Торы, содержащий законы, данные Всевышним Ноаху после Потопа, фактически состоит из семи заповедей, которые принято называть «заповедями сынов Ноаха»:

Вера в единого Б-га.

Каждый человек должен верить в существование единственного Творца мира. Он создал этот мир и все человечество, Он управляет всеми аспектами нашей жизни, постоянно следит за каждым из нас и знает все наши деяния и мысли. Он контролирует все происходящее в мире и, в конце концов, воздает каждому по заслугам. Он — единый Б-г и следует служить и молиться только Ему.

Уважение Б-га.

Человек должен оказывать уважение Б-гу который дал ему жизнь и мир, чтобы существовать в нем.

Уважение жизни человека.

Человек был создан по образу и подобию Б-га. Человеческая жизнь — подарок свыше, и ни у кого кроме Творца нет права распоряжаться ей. Нужно способствовать и поддерживать продолжение рода человеческого, которому Творец дал возможность заселить мир и существовать в нем. Запрет против убийства оберегает человека от пробуждения в его душе звериного инстинкта.

Уважение имущества.

Б-г дал каждому человеку право распоряжаться тем, что находится в его собственности, и никто не может помешать ему в этом. Последствия нарушения этого запрета: анархия, ложь и жестокость. Грех воровства привел человечество к всемирному потопу.

Уважение семьи.

Вначале Б-г создал мужчину и женщину как одно целое и лишь потом разделил их на две личности, нуждающиеся одна в другой чтобы прийти к совершенству. Поэтому законная супружеская жизнь являются основой для нормального развития, как семьи, так и человечества в целом. Необходимо также соблюдать скромность в отношениях между мужем и женой.

Уважение живых существ.

Мы должны заботиться обо всех Божьих созданиях. Жестокое отношение к животным не совместимо с нашей ответственностью за окружающую нас природу. Если человек не чувствителен к боли и страданиям животного, способен ли он соблюдать другие Божественные повеления?

Назначение судей.

Чтобы все законы были реализованы в обществе, необходимо в каждом месте создавать суды и назначать судей, которые будут следить за выполнением законов. Судьи обладают правом наказывать людей за нарушение этих законов.

Кроме этих законов есть другие законы, которые обязаны исполнять народы мира, так как они также были получены Моисеем и стали обычаем для нормального «заселения мира». Среди них — уважение к родителям, пожертвования и помощь нуждающимся и т.д. Ученые могли бы назвать эти законы «Кодексом естественной религии», так как они являются необходимым минимумом для поддержания существования общества. Эти заповеди Б-г включил в свой договор с Ноахом и его сыновьями. Как на знамение, свидетельствующее о заключенном договоре, Б-г указал им на радугу в тучах, которая является постоянным об этом напоминанием на вечные времена.

— Тем не менее, общины «детей Ноаха» возникли только в наше время. Это что, какой-то знак свыше?

— В каком-то роде, да. Вообще, с зарождением христианства, появилась смертельная опасность вмешиваться в вопросы веры неевреев. Поэтому не могло быть и речи о возникновении подобных общин. Но так как в наше время (которое, кстати, называется Дни Мошиаха) практически прекратились преследования против евреев за веру, то автоматически появилась возможность убеждать нееврея, не боясь при этом попасть в застенки инквизиции. Впервые общины Бней Ноах (или ноахидов) возникли в начале 80-х гг. в США. Это связано с тем, что под влиянием Любавичского Ребе Короля Мошиаха американские президенты (особенно Рональд Рейган) обратились к народу с призывом соблюдать законы Бней Ноах. «…Не будь этих моральных принципов и ценностей, цивилизация вернулась бы к состоянию хаоса» (Из резолюции конгресса США). Также Ребе дал указание своим хасидам распространять эти законы, что принесло свои плоды. Теперь общества «Бней Ноах» существуют также в ряде стран Европы и СНГ. Стоит добавить, что общество по распространению Ноевых Заповедей зарегистрировано и в Москве. Это российские патриоты, которые хотят видеть Россию объединенной под эгидой единой общей веры для всех россиян.

— То есть, представители всех многочисленных религий, населяющие Россию? Знаете, как-то слабо верится. И потом, изучение Торы и принятие даже части ее заповедей для многих «патриотов» равносильно, так сказать, обращению в иудаизм, в еврейство. Да, ни в жизнь, этого не будет!

— Ну, не нам судить и предсказывать будущее. Да, путь приобщения к Торе заключатся в чтении и изучении ТАНАХа с комментариями, изучение законодательства (только вопросы, непосредственно касающиеся Бней Ноах), по указанию Ребе следует изучать также «скрытую часть Торы» — хасидизм, в частности вторую часть Тании которую написал Алтер Ребе, основатель хасидизма ХАБАД, под названием «Врата единства и веры». Теперь о «многочисленных религиях» Это расхожее и ничем не обоснованное представление, ведь если Б-г есть, значит, религия — это вера в Единого и Абсолютного, все остальное — разновидности идолопоклонства, которых, действительно, может быть очень много. От многобожия до троицы, от поклонения светилам до преклонения перед наукой или самим собой (вплоть до человека, который звучит гордо)

— Стать приверженцем «бней Ноах» — в чем конкретно это выражается? Даже с чисто формальной точки зрения. Например, у христиан — купель, крещение, церковь, у евреев — обрезание, кипа, бейт-кнессет и так далее. А что у детей Ноаха?

— Формальное выражение принадлежности к Бней Ноах не прослеживается. То есть, у них нет единой униформы, как например хасидские сюртуки или халаты бухарских евреев. Хотя я видел, что в США многие ноахиды носят галстуки с рисунком радуги — символом завета с Ноахом, но это конечно личное дело каждого. Конечно же, есть общие указание в выборе одежды, которая должна быть скромна.

— Не выглядит ли это, как миссионерство со стороны иудеев, особенно учитывая тот факт, что учителями и просветителями «бней Ноах» вполне естественно являются раввины? И опять же — признание Торы, как основы основ, неминуемо связано с признанием избранности и ведущей роли евреев.

— Нет, это нельзя назвать миссионерством. Это выполнение воли Всевышнего. Моше Рабейну (Моисей), получив Тору от Всевышнего, обязался распространять эти законы среди всех народов мира и способствовать их выполнению. Известный ученый, философ и законоучитель Маймонид (или Рамбам) пишет, что Моисей заповедовал евреям убеждать людей принять заповеди, возложенные на потомков Ноя. Вообще-то, до рассеяния евреев среди народов мира распространением идей монотеизма (Единобожия) и наставлением народов занимался мудрый Соломон. К нему приходили все цари земли. Но еще до Соломона этим занимался мудрый Иосиф в Египте, а еще раньше праотцы Авраам, Ицхак, Яаков.

Необходимо отметить, что первые попытки кампании по распространению Ноевых заповедей предпринял Любавичский Ребе ШЛИТА в начале 80 годов, одновременно с его началом кампании о приближающемся Освобождении.

— Собственно говоря, и Библия, и Коран включают в себя Тору, но как иерархи христианства и мусульманства относятся к активности евреев в этом направлении?

Друзский шейх, Муфак Тариф, <br>подписал документ с призывом соблюдать <br>7 заповедей Бней Ноах
Друзский шейх, Муфак Тариф,
подписал документ с призывом соблюдать
7 заповедей Бней Ноах

— Многие христианские священники, глубоко ознакомившись с Торой, меняли свои взгляды и примыкали к движению Бней Ноах. Например, один техасский пастор по имени Вендил Джонс (Vendyl Jones), ставший более глубоко интересоваться иудейскими истоками христианства, создал свой институт «Judeo-Christian Research». Он побывал у Ребе, и получил очень теплую поддержку и благословения. Вернувшись в Техас, он стал обучать христиан Ноевым заповедям. У него появились ученики, другие баптистские пасторы и христианские ученые, которые, отколовшись от него, создали свои общины, носящие официальное название «Бней Ноах». Они получили широкую огласку, когда Си-Эн-Эн предоставил им часовое интервью. В Израиле, мой коллега рабби Боаз Кали проводит работу среди арабского населения. Результатом его усилий стало то, что многие арабы подписали документ с призывом соблюдать 7 заповедей Бней Ноах. Среди них, например, мэр поселения Далиат доктор Ахмар Хасун, глава муниципального совета поселения Хорфаш на севере Израиля Малх Бадар, мэр города Абу Гуш Джибраль Салим и даже друзский шейх Муфак Тариф.

— Где-то сказано (простите за невежество!) о временах, в которые к каждому еврею прицепятся несколько гоев, признавая нашу правоту и избранность. Нынешняя ситуация с «бней Ноах» — как она корреспондируется с этим пророчеством?

— В последнее время многие люди начинают искать смысл в жизни — им недостаточно быть богатыми материально, они также хотят быть богатыми духовно. Примером этого могут служить некоторые поп-звезды как Мадонна, Мик Джаггер, Наоми Кэмпбел, хотя, к сожалению, они пошли не совсем по правильному пути и стали учиться у людей, которые, прикрываясь идеями каббалы, просто делают на этом деньги. А если бы они начали соблюдать 7 заповедей, то миллионы их поклонников узнав об этом, начали бы подражать им! В Израиле есть тенденция среди выходцев из СНГ делать гиюр — т.е. принимать иудаизм. Но следует направлять их именно на пути Бней Ноах.

В Торе также сказано, что неевреи сами захотят помочь евреям, и придут просить объяснить, что им делать, чтобы служить Б-гу.

— А как все это может отразиться на сегодняшнем Израиле, учитывая, что в составе большой алии в страну прибыло большое количество не евреев, «советских атеистов» и людей, которые затрудняются идентифицировать себя, как национально, так и религиозно?

— Ну, это вопрос не простой, не думаю, что его можно решить в ходе одного газетного интервью. Но поразмыслить над этим стоит…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter