СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-18 19:49

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Может ли Всевышний забрать свободу выбора?

А что делать с людьми, которые могли по каким-либо причинам лишиться интеллекта и свободы выбора уже в зрелом возрасте, особенно в старческом?

30.10.2022 770 мин.

Изучив главу «Берейшит», хотелось бы затронуть важную тему взаимосвязи человеческого интеллекта с его свободой выбора.

Существует хасидское повествование, что на философский вопрос «Может ли Всевышний создать камень, который Сам не сможет поднять?» третий глава ХАБАДА Цемах-Цедек ответил: «Конечно! Он уже его создал — это свобода воли».

То есть Всевышний не властен не только над трепетом перед Ним (как утверждают мудрецы), но и вместе с этим над свободой выбора. Хотя, необходимо отметить, что эти понятия являются абсолютно синонимичными, ведь свобода выбора и заключается в том, чтобы быть богобоязненным или нет.

Но как тогда быть с той ситуацией, когда Всевышний может применить своё самое суровое наказание — забрать свободу выбора? Ведь с одной стороны мы сказали, что Всевышний не властен над ней, а с другой стороны — всё же может забрать. Какая-то двоякая позиция получается. Попробуем разобраться...

Известно, что именно наличие интеллекта отличает человека от животного. Из этого можно сразу же вывести уникальный пример, доказывающий неразрывность материального и духовного миров, ведь именно на материальном интеллектуальном (я бы даже сказал нейрональном синаптическом) субстрате формируется абсолютно духовное явление — свобода выбора.

Когда Всевышний наделил человека интеллектом, спроецировав на него Свои же качества в виде интеллектуальных категорий ХАБАД (Хохма, Бина, Даат)?

Читаем в Торе: «И сказал Б-г: Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!» (Берейшит 1:27). РАШИ объясняет: «По подобию Нашему — это способным к пониманию и разумению».

То есть человек сразу же после сотворения получил интеллект. Можно, конечно, подчеркнуть в комментарии РАШИ категорию Бина, но это не суть важно, ведь все три категории ХАБАД были изначально даны человеку как существу разумному. Мало того, именно категория Даат (полное единение мысли со Всевышним) открывалась тогда в полной мере, особенно до так называемого грехопадения.

Само грехопадение произошло в результате свободы выбора. Таким образом, ещё до вкушения плода древа познания добра и зла человек имел свободу выбора. Но она была иного духовного качества, не загрязнённой «йецер а-ра» (злым началом). После нарушения запрета Всевышнего «открылись глаза у обоих» (Берейшит 3:7). Как объясняет РАШИ «Стих говорит о разумении (о глазах разума), а не о зрении (одном из внешних чувств)». Здесь мы уже наблюдаем влияние злого начала на человеческий интеллект, который был осквернён «клипат нога».

Таким образом, мы определили, что свобода выбора напрямую зависит от наличия интеллекта. А теперь необходимо подумать вот над чем. Существует ряд нейропатологий, которые сопровождаются грубым нарушением интеллекта вплоть до его полного отсутствия. Естественно, такие люди не имеют свободы выбора. Так что же тогда получается — Всевышний забрал то, чем наделил изначально всех? Это за какое такое наказание?

Так вот. Существует мнение, что души людей, рождённых изначально с патологиями интеллекта, пребывают на очень высоком уровне святости. Они спустились в этот мир после череды «гилгулим» (воплощений) для того, чтобы исправить малую долю грехов и после этого окончательно попасть в Ган-Эден и пребывать там до прихода Мошиаха и воскрешения из мёртвых. Для этого им не нужно выполнять заповеди с помощью материального тела либо познавать Творца с помощью интеллекта. Им нужно просто в теле пребывать. Помимо этого испытания распространяются и на родителей таких детей и на общество в целом. Вот здесь уже есть свобода выбора в окружающих — либо относиться к детям с умственными патологиями с добром и уважением, исправляя себя, либо не проявлять этого добра, тем самым совершая тяжкий проступок перед Всевышним, за который обязательно спустится ответ в любой форме.

Делаем вывод: Творец свободу выбора не забирал, но и не давал. В этом принципиальная разница и необходимость для миров духовного и материального, ведь душа такого человека эти два мира связывает!

А что делать с людьми, которые могли по каким-либо причинам лишиться интеллекта и свободы выбора уже в зрелом возрасте, особенно в старческом? Здесь важно понять, что нейродегенерация происходит не столько по воле Творца, сколько в результате жизненных ситуаций самого человека. Как естественная биологическая в старости (не у всех, но у большого количества людей), так и поражение мозга после влияния внешних механических факторов (катастрофы, несчастные случаи и т.д.). Но и любое обстоятельство происходит по воле Б-га.

Смею предположить, что это испытание не только для человека, но и, опять же, для общества в целом. Ведь мы имеем дело с приобретённой болезнью. Вот и давайте рассуждать, почему человечество вкладывается в ведение войн, а не в развитие медицины. Но и помнить, что окончательное избавление от абсолютно любой болезни придёт только во времена правления Мошиаха, которое мы и обязаны приближать всеми возможными способами. Ведь вылечив мозг, можно вернуть свободу выбора. А значит, она полностью не исчезала?

Скорее всего, точного ответа на вопрос нет. Как пишет Ребе Король Мошиах, ссылаясь на слова РАМБАМА: «Знание Всевышнего не подобно нашему знанию, и нет у нас силы постигать, как постигает Он» («Игрот Кодеш», том 3, стр. 42). Мы не можем сказать, то ли это наказание за грехи, то ли это ради предотвращения человека от греха, а может Творец знал, что подобное произойдёт и по каким-то причинам допустил это… В любом случае наше задание — исправлять человечество и привести его в состояние, каким оно было во времена сотворения Адама — без злого начала и в пребывании абсолютного интеллектуального и эмоционального самоанулирования перед Творцом. И самое главное, свобода выбора вернётся в прежнее состояние, каким оно было до грехопадения Адама. Только в этот раз все люди изберут один единственный путь — путь служения Творцу. Да и все «змеи-искусители» тоже исчезнут. Осталось ждать и работать над собой…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter