Вопрос:
Что делать народам мира, которые пока не знают о 7 заповедях? Получат ли они наказание за незнание? Можно ли сказать, что они как «дети в плену»? Из того, что евреям дано указание распространять 7 заповедей и без суда их нельзя наказать, можно сделать вывод, что неевреи получат наказание только после того, как узнают о 7 заповедях и откажутся их соблюдать?
Ответ:
Действительно, даже среди потомков Ноя есть разница между намеренным и случайным нарушением. См. комментарий «Лехем Мишне» на РАМБАМа в главе 10 «Законов королей», где РАМБАМ пишет так: «Ноахид, непреднамеренно нарушивший одну из своих заповедей, освобождается от всех наказаний, за исключением того, который непреднамеренно убивает».
Но там речь идет о наказании, назначенном судом. Разумно сказать, что даже в наказаниях Б-жьих есть разница, и этому вопросу уделяется внимание, хотя иногда наказание связано не с осознанием, а с возмещением причиненного ущерба, и тогда разницы нет.
И мы можем развить эту мысль дальше, особенно в отношении разницы, которая существует между целью 613 заповедей и 7 заповедями ноахидов.
Действительно, можно сказать, что правила в этом отношении отличаются от принятых у евреев относительно награды и наказания, как писал РАМБАМ относительно награды и наказания, и его слова справедливы также в отношении ноахидов.
См. также «Законы раскаяния» гл. 3: «У каждого человека есть и заслуги, и провинности. Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами — праведник; тот, чьи грехи перевешивают — грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики — занимает промежуточное положение... Человек, грехи которого преобладают над заслугами, сразу приговаривается к смерти за свои преступления... И есть грех, который перевешивает несколько заслуг... И взвесить провинности и заслуги может только мудрость Всеведущего Б-га, и лишь Он знает, как сравнивать их».