Приходится иногда слышать мнение, что после 1994 года говорить о том, что Ребе — Мошиах никак нельзя. Опять полное отсутствие логики. Ведь в любом случае приход Мошиаха, полное преобразование человечества, всего мира — это чудо, величайшее из чудес, которого мы ждем от Всевышнего. Естественный ход событий тут ни причём. Никакие попытки понять, объяснить это событие средствами нашего человеческого мышления не могут увенчаться успехом. И тот кто выражает сомнения,не отдает себе отчета, что он по существу сомневается во всесилии Всевышнего. Но ведь Творец мира, по определению, выше любых ограничений, к Нему неприложимы понятия «легко» и «трудно»…
Проблема скорее психологическая. Каждый соблюдающий заповеди еврей три раза в день произносит молитву «Шмоне-эсрэ», в которой говорится об окончательном Освобождение мира, о пробуждении мертвых, о чудесах. Когда молящиеся произносят эти слова, ощущают ли они достаточно глубоко реальность, осуществимость тех понятий и событий, которые эти слова обозначают? Не находятся ли даже они в плену того мировоззрения, которое было внушено многим из нас в молодости секулярной литературой, секулярной школой? Не пытаемся ли мы создать какую-то эклектическую смесь еврейской веры, Торы и убогого рационализма?
…Нет еврейской веры, нет мировоззрения, основанного на Торе, без принятия в буквальном смысле таких понятий как чудеса, воскресение мертвых, окончательное Освобождение. РАМБАМ ясно и однозначно сформулировал это в своих тринадцати догматах веры.
…Кстати, показательно, что помощь в обуздании амбиций рационального мышления приходит в наши дни, как ни странно, от современных естественных наук. Действительно, выводы некоторых новейших теорий в физике, например, оказываются выше возможности рационального разума понять и визуалировать их. Так обстоит дело с выводами такой универсальной теории, как квантовая механика, о том, что элементарные частицы — электрон, фотон и другие обладают дуальной природой, т.е. являются одновременно и частицей вещества, и волной вероятности. При этом человек, обладающий свободой воли, влияет своим наблюдением не только на поведение частицы, но и на само её существование (т.е. в отсутствии наблюдателя неизвестно, существует ли частица). Более того влияние наблюдателя сказываются также ретроактивно! Эти выводы логически необходимы для непротиворечивого объяснения результатов экспериментов, но рациональный разум не может их «понять» в том смысле, как это было в прошлом со многими выводами ныне устаревших классических наук.
И вот рациональному разуму приходится смириться, подавить свои амбиции и принять выводы новых теорий на веру. Может быть, современному человеку стоит сказать себе: «Твой по справедливости прославляемый и превозносимый человеческий разум не в состоянии рационалистически понять,что из себя представляет и как себя ведет электрон или фотон — категории, касающиеся материального мира. На этом фоне не является ли, мягко выражаясь, нескромной мысль о том, что тот же разум в состоянии рационалистически понять концепцию Мошиаха, базирующуюся на Торе, на категориях духовных? Не следовало ли тебе во всём, что касается Мошиаха (и Торы вообще), полагаться на поучения великих духа так же, как в современной науке ты полагаешься на интерпретацию эксперимента экспертами?!»
Сравнительно недавно физики начали понимать, что поведение частицы и, в конечном итоге, сам факт её существования зависит от того, наблюдает ли её человек, обладающей свободой воли и в этом смысле неподвластный законам природы. Следует заметить, что Ребе постоянно подчеркивает, что, согласно Торе, свидетельство очевидцев, проверенное и принятое раввинским судом, влияет не только на решение галахических вопросов, но определяет также поведение и свойства физических объектов. Иными словами, современная наука приходит, наконец, к выводам вполне согласующимся с Торой и записанным мудрецами Талмуда почти две тысячи лет тому назад.
…Существует также возможность обращаться к Ребе за советом и наставлениями и получать от него четкие, детальные ответы и указания.Сотни тысяч людей во всех странах мира уже испытали эту возможность и не перестают удивляться результатам.
Вот как это делается. Человек, стоящий перед принятием важного решения, касающегося его лично, его семьи, его служебных или общественных обязанностей, и мучающийся сомнениями, пишет послание Ребе, излагая суть проблемы, и просит у него благословения на удачу и указание к действию… Далее наугад берут один из стоящих на полке нескольких десятков томов собрания писем Ребе (это собрание писем Ребе называется «Игрот Кодеш», т.е. «Священные послания» и содержит тысячи писем отправленных Ребе самым разным адресатам в течение десятков лет) и кладут послание между страниц открываемого тома. После этого человек открывает книгу в том месте, куда он наугад положил свое послание несколькими минутами ранее, и читает письма, напечатанные в том месте, где открылась книга. В большинстве случаев просящий у Ребе ответа бывает глубоко потрясен подобием той ситуации, о которой пишет и наставляет Ребе адресата напечатанного письма, и той в которой он, просящий ответа находится ныне…
Сказанное выше можно было бы проиллюстрировать тысячами взятых из жизни примеров, тысячами потрясающих рассказов о том, как советы и наставления Ребе при посредстве томов собрания его писем, направляют людей на верный путь, помогают добиваться возвышенных целей, меняют к лучшему жизнь целых семей и нередко просто спасают жизнь. Всё это красноречивее любого философствования показывает, убеждает, что Ребе с нами, что Ребе жив и ведет нас к окончательному Освобождению, до которого остался лишь крохотный шаг, что Ребе — Король Мошиах, который вот-вот должен открыться человечеству…
…Вот так Ребе разговаривает со своими хасидами и теми, кто пока еще не хасиды, но обязательно ими станут. Кто может пытаться оспаривать, что Ребе с нами?
Однако хасиды хотят большего. Они хотят видеть Ребе. Они хотят слышать его голос. Они мечтают о том мгновении — самом счастливым мгновении в истории Вселенной, когда Ребе Король Мошиах откроется им и всем людям. И в ожидании этого мгновения, в твердой уверенности, что оно необычайно близко, они уже сейчас провозглашают: «Да здравствует наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах во веки веков!»