СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 00:44

Первый арест Ребе Йосеф-Ицхака

Очутившись в темноте, ребёнок вначале очень перепугался. Но потом, собравшись с силами, он подумал, что сидит также как и его святые предки за то, что заступился за еврея! А что предки делали в тюрьме?

29.06.2015 1926 мин.

Лехаим лехаим! Сегодня большой праздник — день освобождения предыдущего Ребе из цепких лап ГПУ. Об этом уже рассказывалось множество раз и я не буду повторяться.

Начну, пожалуй с шутки. Один молодой еврей восточного происхождения начал процесс возвращения к корням. И начал он этот процесс через ХАБАД. И вот однажды приходит он домой и говорит своей матери: «Мама! Давай наливай „лехаим“! Сегодня Мителер Ребе вышел из тюрьмы!» Через какое-то время он опять говорит матери что надо налить «лехаим» т.к. сегодня Алтер Ребе вышел из тюрьмы. Через какое-то время история с «лехаимом» опять повторяется: Алтер Ребе освободили во второй раз! А потом опять — теперь уже освобождение Ребе РАЯЦа! Мать смотрит на всё это и со вздохом говорит» «Сынок! Конечно „лехаим“ это хорошо. Но ты уверен, что попал в хорошую компанию? Смотри, их главарей всё время сажают и отпускают!»

Как известно, Ребе РАЯЦа арестовывали не раз. Про последний арест уже много было рассказано. Поэтому я расскажу про первый арест.

Когда Ребе РАЯЦ был ещё маленький, его отец — Ребе РАШАБ — посоветовал ему учить наизусть Мишну, а для того, чтобы стимулировать процесс, отец давал сыну деньги за каждую выученную главу. Когда у Йосеф-Ицхака собралось 30 рублей — сумма немалая в те дни, отец посоветовал ему открыть кассу взаимопомощи, чтобы безпроцентно одалживать деньги другим евреям. Так Йосеф-Ицхак и поступил. Он одалживал 3-5 рублей каждому просящему. Особенно много одалживали в базарный день, чтобы купить товар подешевле а потом повыгодней его продать.

Как-то раз, когда Йосеф-Ицхаку было 11 лет, он проходил в обеденный час через рынок. Вдруг он увидел, что навстречу ему идёт реб Довид — мясник, который был постоянным клиентом его кассы. На одном плече реб Довид нёс телёнка, а в руках две корзины с курами. Увидев сына Ребе, реб Довид начал рассказывать, как выгодно он купил свой товар и что надеется неплохо заработать.

Вдруг откуда ни возьмись, появился заместитель начальника полиции. Увидев реб Довида, полицейский кинулся к нему и стал нещадно избивать его! Видя такую несправедливость, Йосеф-Ицхак, несмотря на свой юный возраст, принялся кричать, чтобы полицейский отпустил несчастного еврея, а когда это не помогло, то подбежал к полицейскому и сильно толкнул его. Полицейский тут же переключился на новую мишень: «Ах, ты смеешь нападать на полицию при исполнении?!» И сорвав с себя полицейскую бляху он продолжал орать: «Все видели?! Это он сорвал с меня при нападении!» Схватив перепуганого ребёнка за руку, он потянул его в участок, где сдав мальчика дежурному и объяснив его «вину» потребовал, чтобы с ним разобрались по полной. Дежурный не стал церемониться. Он ударил мальчика несколько раз по лицу, и схватив его за ухо, потащил по коридору. Там он бросил мальчика в тёмную камеру и запер дверь.

Очутившись в темноте, ребёнок вначале очень перепугался. Но потом, собравшись с силами, он подумал, что сидит также как и его святые предки за то, что заступился за еврея! А что предки делали в тюрьме? Ясно что — занимались Торой! Вот когда пригодился запас Мишны в голове. Мальчик начал повторять вслух одну главу за другой. Потом подумал, что наверно уже пришло время молиться послеобеденную молитву? А как молиться? Ведь раз он оказался по воле Всевышнего в камере, значит он в чём-то провинился! Значит надо молиться как и в Йом-Кипур — читать весь порядок покаянной молитвы! Но хорошенько подумав, мальчик решил, что не только не должен молиться как в Йом-Кипур, а и обычную ежедневную покаянную молитву — «таханун» он не должен читать так как сидит за то, что спасал другого еврея!

Помолившись минху, мальчик хотел было опять приступить к чтению Мишны, как вдруг он услышал какой-то сильный шорох из угла комнаты. Ребёнок вздрогнул от страха. Потом вспомнив, что у него в кармане есть коробок спичек, Йосеф-Ицхак зажёг одну спичку и с удивлением обнаружил, что в камере есть ещё один «арестант»! В углу лежал связанный телёнок. Ему даже морду завязали, чтобы он не мог издать ни звука!

Успокоившись, Ребе стал опять повторять Мишну. Вдруг дверь открылась и в проёме возник дежурный, приглашая мальчика следовать за собой. Выйдя из камеры, дежурный виновато заговорил: «Ты уж извини меня, что я тебя ударил и тягал за ухо! Я это не со зла! Я так привык. Крови же не было! Так что прости меня и никому об этом не рассказывай! Я же не знал, что реб Залман-Аарон твой дядя!»

(Реб Залман-Аарон — РАЗО — был родным братом Ребе РАШАБа и имел такой авторитет в городе, что его боялись и уважали все гои).

Придя в дежурку, Йосеф-Ицхак обнаружил там знакомого нам мясника реб Довида. Тут в комнату вошли начальник полиции и его заместитель. И этот заместитель начал рассказывать что реб Довид украл у его брата телёнка, а когда он хотел арестовать вора, этот парнишка напал на него и сорвал с него полицейскую бляху! Но тут пришли свидетели, которые подтвердили, что реб Довид ничего не крал, а телёнка купил за свои деньги.

«А где же тогда телёнок моего брата?», — завопил заместитель. Йосеф-Ицхак как только услыхал про телёнка воскликнул: «А посмотрите в камере, где я сидел!» Проверили и выяснилось, что заместитель сам украл телёнка у своего брата, а вину хотел спихнуть на реб Довида. Тут пришёл реб Залман-Аарон, чтобы забрать племянника домой.

Дома Ребе РАШАБ выслушал, что случилось с его сыном, и сказал: «Это очень хорошо что ты заступился за другого еврея! И даже если при этом ты немного пострадал, ничего страшного! Главное — это выручить другого еврея из беды! И ещё. Видишь, как хорошо, что ты учил Мишну! Иначе, чем бы ты отличался от того телёнка в камере? А так, ты еврей и словами Торы посеял там святость, что в конечном итоге освободило тебя!»

И отец вручил сыну 10 рублей для его кассы взаимопомощи.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter