Алтер Ребе рассказывал, что одним своим поступком тесть оказал ему великую услугу. И даже если бы у тестя возникло сознательное желание совершить нечто доброе по отношению к Алтер Ребе — и то, он не смог бы так...
Известно, что тесть Алтер Ребе заставлял его развестись с женой. В то время Алтер Ребе проживал в подсобке (которая стояла во дворе, где тесть занимался производством напитков, а также был доступ к подвалу дома). А Алтер Ребе в то время должен был жить за счет тестя.
Однажды, в один из вечеров, когда тесть в очередной раз пытался убедить дочь развестись, а та отказывалась — он выгнал её из своего дома. Алтер Ребе тогда молился на своём чердаке, а перед наступлением субботы учился при свете луны, ибо тесть не давал ему свечи. И было это зимой, стояли сильные холода. И когда выгнали её из дома, жена Алтер Ребе вышла и встала в коридоре (подсобки) возле входной лестницы — ибо не хотела помешать молитве Алтер Ребе. И стояла там долгое время.
В то время было заведено, что мужчины идут спать пораньше, чтобы встать ночью и заниматься Торой. А женщины ходили к подружкам в гости. Сестра ребецен тоже жила в том дворе, а её муж заведовал деловыми вопросами. Пошла она в дом матери и спросила где её сестра. Услышав, что ту выгнали, она решила пойти проверить, что происходит с сестрой. И нашла её стоящей на лестнице, практически окоченевшей от холода.
В этот момент Алтер Ребе окончил молитву, открыл дверь и начал напевать «Шолом Алейхем» (праздничный гимн, который поют перед кидушем). Ребецен вошла в дом. На вопрос, есть ли на что сделать кидуш — она ответила, что пойдёт возьмёт (украдкой) у отца. Однако Алтер Ребе отказался, сказав, что по Торе не следует так поступать (несмотря на то, что по договорённости он жил тогда за счет тестя). Тогда сестра ребецен предложила, что она сходит и принесёт из своего дома.
Она сходила и принесла вино в большом сосуде, и Алтер Ребе выпил (для кидуша) большую часть содержимого. Но это было несоотносимо с тем, что он мог выдержать. У него закружилась голова. И он вспомнил тогда совет мудрецов (в трактате «Эрувин» 54а): «Если кружиться голова, то следует заниматься Торой». И решил, что следует учиться.
И рассказывал Алтер Ребе, что в тот момент достиг уровня Служения, когда Сущностный Свет раскрывается в теле (и влияет на него). Это отличалось от предыдущего этапа, когда Служение было лишь на уровне души. И тогда же он постиг сказанное его товарищем р. Авраамом (сыном Магида), когда они расставались: «Лошадей надо хлестать так, чтобы они забыли, что они — лошади».
(Когда Ребе РАЯЦ рассказывал эту историю,) р. Ицхак-Меир спросил, что он слышал, что эта история произошла, когда Алтер Ребе постился три дня и закусил тогда гречневой кашей. На это ответил Ребе РАЯЦ, что не слышал такого. И что по рассказам его отца (Ребе РАШАБа) сложно утверждать, что Алтер Ребе изнурял себя постами. Ибо он был очень упорядоченный. И вообще, все главы ХАБАДа вели себя по «Шулхану Аруху» в соответствии с их временем. И его воздержание от еды — противоречило бы всему порядку спуска миров, начиная от Первичного Сжатия.