1. Злое начало здорового человека
В рамках многолетней традиции, Ребе ШЛИТА выучил с хасидами нигун «Жаждет душа моя» в ночь праздника Симхат-Тора. Судя по первым словам, можно предположить, что этот нигун пополнил коллекцию напевов, призванных разжечь духовный «аппетит» и пробудить тягу к божественности. Но нет. После цитаты фрагмента 63 главы книги Псалмов звучат слова на украинском языке:
Эх ты, дурень Марко,
Что ты едешь на ярмарку?
Не купляешь, не продаешь,
Только робыш сварку.
На первый взгляд странное сочетание текстов объясняется жанром притчи. Ярмарка — это метафора нашего материального мира. Мы приходим сюда «на заработки»: выполняя общее и частное предназначение, мы получаем награды. Но это было бы невозможно без свободы выбора. Если добро явно и очевидно, в чем заслуга поступать правильно?
Другое дело, когда добро и зло перемешаны, и нужно разобраться, who is who. Эту путаницу по задумке Всевышнего создаёт для нас злое начало. И за это оно тоже получает свою «зарплату» — ведь это его истинное предназначение. Как сказано: из этого следует, что каждый, у кого появляются в мысли сомнения в вере, может сделать вывод, что [все] это только пустые слова противоположной стороны, возносящейся над его душой, а сами евреи — верующие и т.д. И у самой противоположной стороны также нет совершенно сомнений в вере, ей только дано право пугать человека ложными, обманными словами, дабы увеличивать его вознаграждение, подобно блуднице, соблазняющей королевского сына ложью и обманом с позволения короля, как говорится в священной книге «Зоар».
Но иногда бывает, что злое начало «перевыполняет план». Оно так тщательно старается сбить человека с толку, что тот в итоге идёт у него на поводу. А должен был ведь, всего лишь, под его воздействием почувствовать тоску по Творцу и страх отдалиться от Него!
Соответственно, ни человек, ни злое начало никаких выгод от этого взаимодействия не имеют. Единственный «результат» его — ссора, разлад между человеком и Б-гом.
Вот такое излишне инициативное злое начало — и есть образ того самого простака, который едет на ярмарку без цели получить хорошую прибыль.
2. Внимание, вопрос
Однако, сочетание текстов и языков, на которых они написаны, продолжает удивлять.
1) Почему сначала звучит цитата из Псалмов о жажде Всевышнего, а только потом появляется «портрет» злого начала? Ведь по логике должно быть наоборот: сначала наc сбивают с толку, и только в результате этого мы испытываем ностальгию по близости к Творцу?
2) Почему нигун изначально обращается к божественной душе (на святом языке), а только потом — к животной душе и телу (на разговорно-бытовом языке, понятном «до мозга костей»), если уловки злого начала направлены именно против тела, а душа при любом раскладе чиста?
3) Почему мелодия, соответствующая словам из Псалмов и обращению к божественной душе, звучит так скользко и витиевато, создавая образ хитрого изворотливого ецера, тогда как мелодия — портрет злого начала — открытая и прямая?
3. Шелковый сюртук
В известном отрывке из книги «Сегодня день» за 23 Сивана пересказывается важная идея. Злое начало всегда соответствует природе своей жертвы и мимикрирует под ее душевный склад. Оно не придет к мудрецу Торы с грубым предложением опрокинуть по кружке пива вместо ежедневного изучения беседы Ребе. На сленге это называется «спалить контору»: глупо и неэффективно. Зато, вполне рабочий вариант — так увлечь этого мудреца этой беседой Ребе, что он забудет о времени и пропустит молитву в миньяне. И ведь не подкопаешься — святым делом был занят! Ребе объясняет, как распознать такое «злое начало в хасидском сюртуке»: любая вещь, которая мешает практическому служению Всевышнему — происходит от злого начала, какой бы святой ни казалась сама по себе.
Один из уровней понимания нигуна «Жаждет душа моя» — именно эта идея. Сначала мы слышим слова псалма, святой язык, мысли о тоске по Создателю. Однако, душа чувствует извилистость мелодии, разоблачает истинные намерения и отметает несвоевременные приступы ностальгии по святости, приступая к практическим действиям (ведь только они могут утолить эту жажду!). Мы как бы говорим злому началу: «Маска, я тебя знаю! Ты — глупец, который едет на ярмарку возможностей и упускает свой шанс. Но нам с тобой не по пути!» И мелодия сразу звучит открыто и резко.
4. Лекарство прежде болезни
Многим знакома эта поговорка наших мудрецов. Всевышний посылает лекарство прежде болезни, инструменты — прежде проблем, которые они призваны исправить. Точно так же, Он даёт нам способ удержаться от уловок неуемного злого начала. И этот способ — помнить о Нем, о грустной перспективе отдалиться от Него стеной своих глупых поступков.
Наша тень (те части нас, что с лёгкостью идут на поводу у дурачка с ярмарки) тоже ведь для чего-то нужна. Неслучайно, обратная сторона святости, откуда этот персонаж черпает силы, называется «клипа» — оболочка. Как кожура плода, скорлупа яйца или ореха, корочка на ранке, она выполняет функцию защитного механизма для чего-то очень нежного, ранимого, уязвимого в нашей душе. Глупое, странное, необъяснимое поведение — это, зачастую, продукт травмы. Когда-то, оно помогло выжить и выстоять, а теперь неуместно, но у души не хватает сил и энергии, чтобы избавиться от жёсткой привычки к искаженному взгляду на мир. Необходимым ресурсом для освобождения и служит фрагмент из Псалмов, звучащий в сопровождении мягких музыкальных интонаций. Нежно, без резких движений, слова Писания сперва «размягчают» чёрствые окаменевшие слои животной души, и благодаря этому, появляются силы взглянуть «в лицо» своей тени без сомнений и компромиссов.
5. Эффект наблюдателя
Существует гипотеза, что от того, под каким углом мы смотрим на реальность, зависит, то, под каким углом она нам открывается. В еврейском мире такая модель мироздания как зеркала мыслей, наиболее полно выражена афоризмом р. Цемах Цедека «думай хорошо — будет хорошо».
Этот принцип применим и к нашему случаю. «Злое начало здорового человека» по высшей задумке должно приводить человека к тоске по Всевышнему. Значит, будем смотреть на свое злое начало как на такое, которое способно привести к тоске по Всевышнему, и оно будет именно таким: мягким, неагрессивным, не превышающим свои «полномочия», таким, какое нам по силам преодолеть. А глупое злое начало-трудоголик, действующее бескомпромиссно и топорно, станет настолько узнаваемым, что навсегда потеряет ключ к нашим эмоциям и поступкам. Зло будет отделено от добра и лишится существования, как сказано «исчезнет дух нечистоты с лица земли». Пусть это произойдет немедленно, в наши дни.