СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 16:02

Как начинал рабби Акива изучать Тору

Вода точит твёрдый камень только потому, что капает на него постоянно, каждый день, много лет подряд. А слова Торы, которые проникают в сердца, неужели они не смогут проникнуть и в моё сердце?

Источник: «Авот де рабби Натан» 6:2 28.10.2014 2526 мин.

Рабби Акиве было уже сорок лет, а он еще не начинал учить Тору. Может и приходилось ему слышать по субботам в синагоге беседы раввинов, да помнил он наизусть несколько отрывков из Торы. Но больше ничего не учил, потому что всё время работал — он был пастух. А кроме того, он думал, что неспособен учить Тору. Ведь ученье это трудное, и должно прилагать усилия и проявлять усердие в нём многие годы. Он уже почти отчаялся, что будет у него возможность учить Тору.

И вот однажды Акива поил стадо, которое пас. Стоял он около колодца и обратил внимание, что в одном камне, на который всё время капала вода, образовалось большое и глубокое отверстие. Смотрел, смотрел Акива на этот удивительный камень, а потом спросил людей у колодца: «Кто выточил отверстие в этом камне?»

Ответили ему: «Никто. Вода, что падает всё время на этот камень, — она продолбила это отверстие за долгое время. Разве ты не знаешь стих из книги Йова (14:19): „Камни, которые продырявлены водой...“? Вода подтачивает и продырявливает даже камни».

Стоял Акива, погружённый в свои мысли, — ведь вода точит твёрдый камень только потому, что капает на него постоянно, каждый день, много лет подряд. А слова Торы, которые проникают в сердца, неужели они не смогут проникнуть и в моё сердце, ведь оно не такое неподатливое, как камень. Может быть, действительно, ещё не поздно мне учить и понять Тору? Нужно только начать, а потом — постоянно проявлять усердие!

Трудным было начало. У Акивы уже был сын от первой жены, что умерла. Мальчик начал как раз тогда учить азбуку у учителя для малышей. Пошёл Акива вместе с ним и скромно попросил учителя своего сына: «Пожалуйста, рабби, учи меня Торе!»

И учитель не отказал, хотя, возможно, удивился — как это пожилой человек только начинает учиться. Он написал на доске «алеф», и Акива внимательно смотрел на доску вместе с сыном и учил, пока не выучил весь алфавит — от «алеф» до «тав».

Когда Акива научился читать, стал учить вместе с мальчиками Пятикнижие. Акива был очень способный и вскоре уже не нужно ему было учиться вместе с детьми. Он очень упорно продолжал заниматься, пока не выучил Письменную Тору.

Но Акива не удовлетворился этим.

После того, как он женился на Рахели, дочери Кальва Савуа, пошёл учить Устную Тору у самых великих мудрецов того поколения — у рабби Элиэзера и рабби Йеошуа.

Когда Акива слышал какой-нибудь закон, сидел и повторял его, углублялся в то, что учил, и раздумывал — почему написана именно эта буква? Почему написано в Торе именно это? Думал, и взвешивал, и спрашивал своих учителей, а те удивлялись его огромному упорству в изучении Торы и глубине его мысли.

И так Акива учил двадцать четыре года, пока не стал самым великим мудрецом своего поколения, и двадцать четыре тысячи учеников сидели и учили у него Тору.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter