СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 09:35

15 Швата: укрепление духовного служения

В этот день распространен обычай есть плоды различных деревьев, в особенности плоды, которыми славится земля Израиля, потому, что именно в выполнении заповедей, связанных с плодами земли Израиля, проявляется смысл праздника...

6536 (0) мин.
Источник: «Итваадует» 5752, стр. 193-201

1. Пятнадцатый день месяца Шват называется Новым годом деревьев. Первое упоминание об этом дне мы находим в Мишне: «Первого дня месяца Шват Новый год деревьев, согласно мнению школы Шамая; пятнадцатого дня согласно мнению школы Гилеля» (Трактат Рош а-Шана 1:1). В более поздних поколениях мудрецов решение было принято в пользу школы Гилеля.

У всего еврейского народа распространен обычай есть в этот день плоды различных деревьев, в особенности плоды, которыми славится земля Израиля, потому, что именно в выполнении заповедей, связанных с плодами земли Израиля, проявляется смысл праздника 15 Швата. По отношению к этим плодам существует закон: «Плоды, завязь которых была после 15 Швата, не берут в качестве десятины от плодов, завязь которых была ранее» (Комментарий Раши к трактату Рош а-Шана).

Следует объяснить значение этого дня в служении евреев. Слово «Тора» на иврите связано со словом «указание» (הוראה, ораа). Смысл этого в том, что Тора включает в себя указания человеку в его служении Всевышнему. И это верно не только по отношению к прямым заповедям Торы, но и к повествовательной ее части, а также к Устной Торе и даже к обычаям евреев. Значение 15 Швата в служении Всевышнему не ограничивается лишь датой праздника. Само название «Рош а-Шана» (ראש השנה, дословно «Голова Года») говорит, что указания в служении Всевышнему, относящиеся к этому дню, касаются всех дней года, который начинается праздником 15 Швата (вплоть до будущего Нового года деревьев, когда человек поднимется еще на более высокую ступень).

2. Понятие «дерево» связано с сынами Израиля. Намек на эту связь мы находим в словах Торы «ибо (разве) дерево полевое это человек (אדם, адам)» (Дварим 20:19). Эта фраза допускает утвердительное понимание сравнения человека с деревом. Слово «адам» в Торе, как правило, употребляется именно по отношению к евреям (см. Талмуд, трактат Йевамот 61:1), Тем более это верно по отношению к деревьям, которыми славится Земля Израиля, связь которых с землей Израиля (ארץ ישראל, Эрец Исраэль) является выражением их (деревьев) связи с народом Израиля (Исраэль) и с каждым евреем в частности.

Эта связь еще больше подчеркивается тем, что еврейский народ называется в Пророках словом «Эрец» (земля): «И будете вы землей желанной» (Малахи 3:12). В Мидраше (Берешит Раба 5:8) мудрецы так толкуют слово «Эрец»: «Почему ей дано имя земля (ארץ, эрец) за то, что она спешит и стремится (רצתה, рацта) выполнить желание (רצון, рацон) своего Творца». И это значение слова «эрец» особенно верно по отношению к евреям, «земле желанной», каждый из которых стремится выполнить все заповеди. Из этого понятно, что все качества земли Израиля изначально присутствуют в евреях.

Исходя из вышесказанного, поясним внутренний смысл семи видов плодов, которыми славится земля Израиля. Сказано в Торе: «Земля пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев; земля олив (из которых давят) масло, и меда» (Дварим 8:8). Как известно, эти семь видов плодов соответствуют семи качествам души: семи ветвям меноры, стоявшей в Храме. Она, в свою очередь, символизирует народ Израиля, разделенный на семь видов душ. Каждый из них представляет собой особый вид служения Всевышнему, но все они имеют отношение к каждому еврею.

В приведенном выше стихе из Дварим лишь пять из указанных видов, являются плодами деревьев, однако тот факт, что пшеница и ячмень упомянуты в начале стиха, говорит об их важности даже по сравнению с плодовыми деревьями. Этот факт проявляется и в очередности произнесения благословений перед употреблением этих плодов в пишу. Если объяснять данный стих Торы с точки зрения служения человека, то пшеница и ячмень также должны предшествовать плодовым деревьям.

Однако начинать объяснение следует со слова «земля», стоящее на первом месте в предложении ведь именно она является источником, из которого происходят все виды растительности.

3. «Земля»

В книге Йова (28:5) сказано: «земля, из которой происходит хлеб». Под словом «хлеб» здесь подразумеваются все виды пищи. Урожай является результатом работы и усилий, приложенных человеком. Чтобы вырастить хлеб, вначале вспахивают и засеивают землю. Мишна же, перечисляя работы, запрещенные в субботу, меняет порядок и начинает со слов «Сеющий и пашущий» (Талмуд, трактат Шабат 73:1). Талмуд объясняет такое изменение порядка (вначале «сеющий», а затем «пашущий») особенностями Земли Израиля. В отличие от всех остальных стран, земля в Эрец Исраэль твердая, и ее необходимо дополнительно вспахивать после засева.

Подобно этому, в служении человека Всевышнему начало работы подобно вспахиванию сердце человека должно быть сломленным и удрученным. Именно так написано в Теилим (51:19): «Сердце сокрушенное и удрученное, Боже, презирать Ты не будешь». Результатом этого будет «засевание и цветение» в духовной работе.

Объясняя слова пророка «И будете вы землей желанной», Баал-Шем-Тов сравнивает евреев с землей, в которой скрываются драгоценные камни. Для того, чтобы обнаружить эти камни в недрах земли, нужно потратить много сил на их поиски и добычу. Это также служит примером «пахоты» в служении человека.

4. В целом, в работу человека с землей включаются все аспекты служения души в ее опускании вниз (на землю). Эта работа души включает в себя тридцать девять запрещенных в субботу работ.

Перечисляя эти работы и говоря об их количестве, Мишна употребляет выражение «сорок, умаленное на одну» вместо «тридцать девять». Этот оборот аналогичен фразе из Теилим (8:6): «И ты умалил его (человека) немного перед ангелами (אלוקים, элоким)». Речь здесь идет о том, что каждая еврейская душа перед своим спуском на землю находилась на уровне «элоким» и, более того, называлась «доля Г-спода» (Дварим 32:2). И только в результате особого действия Всевышнего («умалил») она немного (подобно «умаленное на одну») снижается с этого уровня.

Умаление души при ее спуске на землю проявляется в том, что она должна заниматься всеми аспектами работы на «земле» «сорок, умаленное на одну». Но спуск этот совершается ради последующего подъема. Это вытекает из общего принципа, который гласит, что целью каждого спуска является подъем на более высокую ступень, чем та, с которой начался спуск.

5. Теперь можно пояснить значение семи видов плодов пшеницы, ячменя, виноградной лозы, смоковницы, гранатового дерева и (следующих за ними) олив, из которых давят масло, а также меда.

Слово «пшеница» — пища человека, которая превращается в кровь и плоть — намекает на работу, которая относится к Б-жественной душе, имеющейся у каждого еврея (адам), который в нем).

Слово «ячмень» — пища животных — намекает на работу, имеющую отношение к животной душе, которая присутствует в каждом еврее («животное», которое в нем).

Слова «виноградная лоза» намекают на необходимость радости и веселья во всем, что связано со служением, относящимся к Б-жественной (элоким) душе (пшеница), как сказано «Сок (виноградной лозы), веселящий Б-га (Элоким) и людей (анашим)» (Шофтим 9:13). Но радость необходима и на уровне «анашим», связанным с аспектом «энош», что выражает слабость и недостаток в служении служение, имеющее отношение к животной душе (ячмень).

Слово «смоковница» употребляется в книге Берешит в стихе 3:7: «И сшили листья смоковницы и сделали себе опоясания», а затем в стихе 21: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Упоминание смоковницы указывает нам на работу по исправлению одеяний человека, которая начинается после завершения работы, имевшей отношение к самому человеку. Полнота исправления одеяний наступает в тот момент когда «одежды кожаные» (עור, «ор» через букву «айн») становятся одеждами света (אור, «ор» через букву «алеф»). В работе человека это выражается в том, что свет, наполняющий каждого еврея, усиливается настолько, что становится заметным даже в одеяниях, которые наполняются светом.

Слово «гранат» указывает на служение по очищению мира, в котором и выполняются заповеди (ср. «Еврей полон заповедей как гранат» (Талмуд, трактат Хагига, 27:1). Можно добавить в объяснение этого примера, что каждое зерно в гранате отдаленно от другого, причем не каким-либо посторонним предметом, а самим гранатом.

Подобно этому, заповеди выполняются не сразу, а каждая в отдельности. Иными словами, каждая заповедь отделена от другой, и это разделение производится не посторонним предметом, а лишь указаниями Торы. Другое подобие можно увидеть в том, что те аспекты мира, в которых совершается заповедь, остаются все же отделенными от самой заповеди, и это тоже происходит по велению Торы. Из данного объяснения мы видим, что пшеница, ячмень, виноградная лоза, смоковница и гранат в работе человека располагаются по порядку от легкого, к тяжелому. Ячмень следует за пшеницей потому, что работа Божественной души (пшеница) легче, чем работа, связанная с животной душой (ячмень). Затем следует виноград, требующий добавления радости и веселья к работе с Божественной душой и с душой животной. Вслед за этим начинается работа по исправлению одеяний человека (смоковница) и, наконец, очищение тех аспектов мира, в которых выполняются заповеди (гранат).

6. И вот после всего этого в стихе еще раз употребляется слово земля (эрец): «земля олив, из которых давят масло, и меда».

Согласно приведенному выше объяснению, земля является местом, где совершается работа человека после спуска души вниз, в то состояние, о котором сказано: «и Ты умалил его (человека) немного перед ангелами (элоким)». Работа эта включает в себя вспахивание, засевание и все тридцать девять работ («сорок, умаленное на одну»). Из этого понятно, что второе упоминание земли (эрец) указывает на еще большую работу и на еще большие усилия, которые приведут к еще большему подъему. Это подобно тому, что добыча драгоценных камней требует больших усилий, чем вспахивание земли и выращивание урожая.

Можно сказать, что второе упоминание земли говорит о работе и усилиях во время изгнания. Чем больше спускаемся мы в глубину изгнания, тем больше работы и усилий нам нужно прикладывать. Впоследствии это воздастся возвышением на еще более высокую ступень.

На это и намекают плоды, упомянутые после вторичного употребления слова земля (эрец) оливы и мед.

Слово «оливы» указывают на пищу, которая по своей природе является горькой. Комментируя фразу «сорванный оливковый лист у него (у голубя, посланного из ковчега) в клюве» (Берешит 8:11), мудрецы говорят, что голубь хотел сказать: «Пусть моя пища будет горька, как оливы» (Талмуд, трактат Эрувин 18:2).

Данный аспект в работе человека выражается в том, что служение Всевышнему в изгнании связано с горечью. Горечь подчеркнута также в имени сестры Моше Мирьям. Имя Мирьям дано ей от слова «горький» (маpop), так как с момента ее рождения начинается тяжелое порабощение евреев.

Стоит подчеркнуть, что именно Мирьям привела к спасению Моше ведь именно она увидела, что дочь фараона нашла корзинку с маленьким Моше. В книге Шмот (2:4) сказано: «и стала сестра его вдали, чтобы узнать, что с ним будет», то есть Мирьям стояла рядом с Moшe (и стоит рядом с аспектом Моше, который есть в душе каждого еврея) с тем, чтобы спасти его от погибели.

Во второй половине стиха «узнать, что с ним будет» есть намек на то возвышение, которое происходит в результате спуска в изгнание. Тора говорит о познании так: «сердце, чтобы разуметь, глаза, чтобы увидеть, и уши, чтобы услышать» (Дварим 29:3). Аспект самоотрицания, выражаемый словом «ма» (מה, «что»), стоит выше, чем познание. И, наконец, это самоотрицание раскроется во всех деталях эмоциональной жизни человека (числовое значение слова «ло» (לו, с ним) составляет 36 в этом есть намек на шесть эмоциональных качеств, каждое из которых, в свою очередь, тоже состоит из шести).

«Масло» же получают из олив только путем давления. Это намекает нам на внутренний смысл Торы, главное и полное открытие которого произойдет лишь в будущем, благодаря нашему аспекту служения и работе во время изгнания.

Слово «мед» в нашем стихе означает плоды финиковых пальм. Финиковая пальма дает свои первые плоды лишь через семьдесят лет после посадки. Это указывает нам на то, что именно благодаря большой работе и тяжелому труду образуется мед, который символизирует полноту открытия сокровенного смысла Торы. Именно так толкуют мудрецы слова Песни Песней «мед и молоко под языком твоим» (4:11). В отличие от слова «оливы», которое подчеркивает горечь изгнания, «мед» намекает на раскрытие Внутренней Торы в Грядущем Будущем.

7. 15 Швата можно связать с началом недельной главы «Бешалах», которую читают в синагоге в субботу, предшествующую празднику. «И было, когда Паро отпустил народ» (Шмот 14:17). В этой фразе содержится намек на то, что именно в результате египетского изгнания евреи достигли наивысшего подъема и входят затем в «землю пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и смоковницы, и граната; в землю олив (из которых давят) масло, и меда» (в книге «Зоар» слово «Паро» расшифровывается как «открытие источника всех видов света»).

Следует заметить, что вслед за перечислением семи видов плодов в Торе говорится также о преимуществе земли Израиля над землей Египетской: «Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтобы овладеть ею, не как земля Египетская, из которой вы вышли, где посев, который ты посеял, поил ты с помощью ног твоих (носил воду из Нила), как огород. Земля же, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду. Земля, с которой Всевышний требует всегда, глаза Всевышнего на ней от начала до конца» (Дварим 11:10-12).

Обратим теперь внимание на «афтару» (отрывок из Пророков, добавляемый по завершении чтения недельной главы), которую читают в субботу «Бешалах»: «А Двора пророчица... Она сидела под (финиковой) пальмой Дворы» (Шофтим 4:45). В этих словах упоминается именно завершающий и заключительный вид из семи видов плодов, которыми славится земля Израиля тот вид, который намекает на раскрытие внутреннего смысла Торы в Грядущем Будущем.

Обратим также внимание на последние слова «афтары»: «И покоилась земля сорок лет» (Шофтим 5:31). Как известно, число сорок указывает на Грядущее Будущее именно так толкуют мудрецы букву «мэм софит» (ם, числовое значение которой 40), написанную в середине слова «марбе» в стихе: «Для приумножения (марбе) власти и бесконечного мира» (Ишайа 9:6).

8. Что же мы можем уяснить и почерпнуть из этого относительно наших конкретных действий?

Мы должны использовать время праздника 15 Швата (Нового года деревьев) для укрепления духовного служения, связанного с «землей пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и смоковницы, и граната: землей олив, (из которых давят) масло, и меда», как объяснялось выше. Это относится как к нам самим, так и к нашим действиям по отношению к своим ближним.

Также необходимо беречь целостность земли Израиля и прекратить все разговоры о передаче территорий земли Израиля, которые находятся в наших руках, в руки врага нашего народа. Нужно хранить целостность земли, которая уже дана Всевышним в распоряжение евреев в это время, а также целостность народа и Торы — целостность трех вечных вещей.

Дай Б-г, чтобы правильные решения, принятые в соответствии со сказанным выше, были немедленно вознаграждены, как сказано: «нашими юношами и нашими стариками пойдем» («Шмот» 10:9) в нашу святую землю Израиля во всей ее полноте (не семь категории, а все десять): в «землю пшеницы и ячменя, и смоковницы, и граната; в землю олив, (из которых давят) масло, и меда»; в землю, полную драгоценных камней и жемчужин; в землю Израиля святой город Иерусалим, Храмовую гору и святая святых. И умножал благотворительность, которая приближает освобождение, мы ускоряем выполнение и реализацию всех этих обещаний тотчас же и немедленно.

Опубликовано: 04.02.2004 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter