16 Тишрея 5782 года, четвертый день недели, гл. Браха

И сказал Мордехай: «Не воображай о самой себе…»

Не представляй, что ты — основное, а спасение евреев проистечет от тебя само собой, ибо все наоборот: основное — это спасение евреев, и из этого проистекает твоё величие.

779 (0)
И сказал Мордехай: «Не воображай о самой себе…»
И сказал Мордехай: «Не воображай о самой себе…»

Сказано в «Свитке Эстер» (4:13-14): «И сказал Мордехай в ответ Эстер: не воображай о самой себе, что спасешься в царском доме (одна) из всех евреев. Ведь если ты промолчишь в это время, то спасение и избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнет, и кто знает, не для этого ли достигла ты царского положения в эту пору?»

Вопрос: Слова «о самой себе» на первый взгляд излишни.

Ответ: Мальбим объясняет, что сказав «Не воображай…», этим посланием (Мордехай) сообщил Эстер несколько важнейших принципов.

1. Когда мы видим некую вещь, которая выходит за рамки природы, за рамки обычного, мы должны осознать, что Всевышний создал данную вещь для некой цели, которая связана с божественным провидением, чтобы явиться причиной некоего следствия.

Поскольку успех Эстер по продвижению из униженного положения вплоть до царского дома, является далеко необычной вещью, с уверенностью можно сказать, что эта вещь была предназначена Всевышним для особой цели.

А поскольку мы видим, что в тот период с евреями случилось всеобщее несчастье, стало ясно, что эта вещь (поднятие Эстер к царству) была уготована для устранения данного бедствия.

2. Для каждого несчастья, которое приходит на еврейский народ, есть ограниченное время, а также день и время, которые уготованы для спасения посредством необходимых приготовлений и причин, которые Он предназначил для спасения. И если не были спасены благодаря одной причине, то в любом случае Всевышний создаст для спасения другую причину, как сказано: «Ибо не отвергнет Б-г свой народ».

3. Существование всякой вещи, которая предназначена не для себя, а для другой вещи, зависит от этой другой вещи.

Например, если человек построил конструкцию для зимнего сада, чтобы взращивать там растения и посадки, чтобы те давали плоды зимой подобно тому, как делают это летом, понятно, что цель существования этого здания заключается только в выращивании плодов в зимнее время.

Если же он решит продолжить выращивать эти плоды и в летнее время, то он устранит зимнюю конструкцию, поскольку в ней больше не будет необходимости, ведь в летнее время есть много других факторов, которые способствуют взращиванию плодов: таких, как солнечное тепло и особое состояние воздуха, так что нет нужды в обогреве благодаря огню в печи.

В соответствии с вышесказанным, Мордехай дал Эстер понять, что та ступень, которой Эстер достигла, находясь в царском доме, не предназначена для неё самой, но для спасения евреев. И в независимости от её воли, Всевышний у готовил другие причины для спасения евреев в случае если Эстер поступит неверно и откажется это сделать.

И ей необходимо задуматься о том, что все её величие связано со спасением евреев в данное ограниченное время, которое наступило в данный момент

Если же это время пройдёт и она не решится сделать конкретные шаги по спасению евреев, то к спасению приведут другие причины, ибо не оставит Всевышний свое наследие в руках одной женщины, у которой есть выбор делать добро или наоборот. Если же спасение придёт из другого места то в ней уже не будет нужды.

И это объяснение того, о чем сказано: «Не представляй о самой себе, что тебе удастся избежать…», то есть «не представляй, что твоё пребывание в царском доме и зависит от тебя, и твоё величие предназначено именно для тебя, а не для евреев и их спасения.

То есть: не представляй, что ты — основное, а спасение евреев проистечет от тебя само собой, ибо все наоборот: основное — это спасение евреев, и из этого проистекает твоё величие. Поэтому и было сказано: «Не воображай о самой себе…»

Опубликовано: 26.02.2020

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter