На протяжении трех недель между 17 Тамуза и 9 Ава мы скорбим о разрушении Храма. И даже если разрушение и последующее за ним изгнание могут выглядеть как наказание, как нечто само по себе отрицательное, то хасидизм учит нас, что есть в этом положительный потенциал.
Ребе приводит пример, рассказанный одним из известных хасидов второго и третьего глав Хабада, проясняющий эту тему: учителю в середине урока приходит внезапное озарение. Ему раскрылся новый взгляд на идею, о которой он говорит. Но для того чтобы он сам смог хорошо уловить и понять эту идею, чтобы смочь передать ее ученикам, он останавливается на секунду и задумывается. Ученикам кажется, что он отключен от них. Он пока не говорит им о своей цели. Понятно, что конечная цель — научить учеников чему-то намного более глубокому, но в ту секунду он действительно перестал быть связан с ними.
То же самое верно и по отношению к разрушению Храма. Высший замысел — построение третьего Храма. Сокрытие лика Творца — явление временное, существующее в конце концов ради нашего блага.
Царский сын
Есть и другие примеры, относящиеся к разрушению Храма и к изгнанию, как притча о царском сыне. В притче перед нами народ Израиля появляется не только в качестве царского сына, а единственного сына царя. У царя был единственный сын, и он знал что этот сын — наследник престола. Из-за этого было важно царю, чтобы в будущем его сын изучил все навыки и качества, требуемые правителю и подготовился как следует к должности следующего царя. Разумеется, царь нанял лучших учителей и дал возможность сыну приобрести любые нужные знания.
Вместе с этим на определенной стадии царь понял, что пока его сын живет во дворце, защищенный от внешнего мира, то в его плане имеется некоторый дефект. Потому что когда человек живет в лоне роскоши и у него есть все, что его сердце пожелает, ему не приходится раскрывать в себе те сокрытые качества характера, в которых он не нуждается. Во дворце все, что надо сделать — это щелкнуть пальцами, и все желаемое тут же будет подано. Вы не можете знать, как поведет себя какой-то человек в тяжелой ситуации, если он никогда не был в ней.
Итак, царь понял, что для того, чтобы однажды его сын стал более хорошим царем, ему нужно отослать его из дворца, потому что сыну не приносит пользу быть знакомым только с образом жизни принца. Поэтому послал царь своего сына в очень отдаленное от дворца место, где условия жизни были тяжелыми. Перед тем, как принц отправился в дорогу, попросил его царь, чтобы в определенное время он нашел дорогу домой. Когда принца оставили одного в том далеком месте, жизнь в его глазах казалась вначале очень тяжелой. Конечно же, он никогда не чувствовал страданий, связанных с таким видом условий жизни. Вдруг ему стало нужно о себе заботиться. Еду, которую он доставал была ему непривычна, он жил с людьми, не принимавшими всерьез королевский статус. Со всех сторон, морально и физически, ему было очень и очень тяжело. Царь знал, что его сын сильно страдает, и несмотря на это, он с уверенностью чувствовал, что эта дорога — самая правильная для развития в своем сыне тех сторон в его личности, которые не смогли бы развиться во дворце. И тогда, когда сын вернется во дворец, царь будет знать, что сын готов к своей возвышенной должности
Мораль этой истории такова, что душа перед спуском в этот мир — она как принц во дворце. Она учит всю Тору. Она находится под Престолом Славы и наслаждается сиянием Божественного присутствия. Прекрасное состояние, только слишком удобное. В таком положении нельзя сделать экзамен. Поэтому решил Всевышний послать душу сюда, в этот мир, облачиться в тело, и тогда вдруг душа подвергается испытаниям разными неприятными и отталкивающими вещами.
Однако Б-г знает, что в то время, когда душа существует в теле и борется со страданиями и бедами жизни, у нее имеются обширные возможности раскрыть свою приверженность Б-гу. Все время, пока верность царю не проверяется ситуациями, переносящими внимание от царя на другие вещи, человек не знает, насколько он на самом деле предан царю. Только если вы находитесь в месте, где имеются многие другие вещи, которым можно посвящать себя, и несмотря на это вы храните верность царю, то такая преданность намного более истинна, особенная и возвышенная. Поэтому, когда Всевышний видит что душа, несмотря на все трудности и рассеянность изгнания все еще желает прилепиться к нему и все еще выбирает иудаизм перед всеми другими идеологиями, существующими в мире и говорит: «Я хочу быть евреем. Я не желаю быть ничем другим в мире», так проверяется и доказывается ее преданность. Это доставляет большое удовольствие наверху, и вместе с этим, душа выходит более сильной. Это еще один пример того, что изгнание (как и то, что душа здесь, в этом мире), выглядящее как нечто тяжелое и отрицательное, на самом деле оборачивается пользой для души.
Это верно по отношению к личности, и ко всему народу в целом: когда Всевышний разрушил Храм и послал нас в изгнание, когда еврейский народ был далек от своей земли, расцвела почти вся устная Тора. Когда развилась Мишна, Гмара, Шулхан Арух и хасидизм? После разрушения второго Храма.
Лучшее оливковое масло для освещения
Ради какой цели нужно было разрушать Храм? Ребе указывает на то, что из-за изгнания нужно было разъяснить Тору более подробно. Мишна и Гмара были записаны из-за трудностей изгнания — по его вине люди начали забывать Тору. Почему Шулхан Арух был записан в виде книги? Потому что поколения ослабли от страданий и проблем изгнания. Мы видим, что у изгнания есть положительное влияние в общем на народ Израиля. В Америке, где изучать Тору легко, разве мы видим людей, содержащих подпольные «хейдеры»? Наоборот, среди них найдутся множество, которые будут рады оставить Тору, не дай Бог.
Ребе сравнивает это состояние с оливами. Как известно, оливковое масло использовали для зажигания Меноры в Храме, а также во время жертвоприношений и т.д. Единственный способ добыть оливковое масло — это выжимать оливы. Сильно измельчают оливы, и тогда получают каплю масла. Это то, что сделало изгнание народу Израиля. Давление и удары изгнания «вынули из них масло» — наилучшую часть от них.
Всевышний предоставил сынам Израиля шансы доказать свою верность и преданность. У них не было бы возможности доказать это, если бы все было изначально легко. Если бы человек родился в религиозном доме и любая вещь давалась бы легко, была бы подана ему на подносе, как бы он доказал свою любовь к Б-гу? Но если он получил неправильное воспитание и у него есть неподходящие друзья, и несмотря на все он идет искать верный путь и выбирает его в пору больших трудностей, то тогда его действия весят в глазах Всевышнего намного больше и намного дороже.
Ребе приводит дополнительный пункт: мы говорили об изгнании личности, а лишь затем отнеслись к изгнанию всего еврейского народа и к положительному влиянию, которое изгнание оказало на распространение мудрости Торы и на возможность доказать верность еврейского народа своему Б-гу. Еще один аспект, что внутри изгнания еврейского народа в целом есть евреи, которых Всевышний поставил в положение «изгнания внутри изгнания». Другими словами, у изгнания есть уровни. Вы можете сказать, что несмотря на наше нахождение в изгнании, Иерусалим, несмотря на это, является местом, в котором не так уж плохо быть. Здесь у вас есть Стена Плача, разнообразные уроки, бессчетное число синагог. Вы можете достать любую кашерную еду, и т. д. Нетрудно быть евреем в Иерусалиме.
Однако в мире есть другие места, где намного труднее быть евреем, и несмотря на это там тоже есть евреи. В Иерусалиме мы находимся в более легком изгнании, а другие, которые находятся в отдаленных местах — они в более тяжелом изгнании. Есть такие, находящиеся в полевых городах, и у них нет ни синагоги, ни еврейского резника, или еще чего-либо другого, в чем еврей нуждается. Почему так происходит? Потому что Всевышний захотел поставить этих евреев в «изгнание внутри изгнания».
Как мы говорили раньше, что в Иерусалиме мы тоже еще в изгнании, несмотря на то, что у нас есть Стена Плача. Изгнание — это духовное состояние, при котором Божественное присутствие сокрыто. Однако и в общем состоянии изгнания, в котором находится весь народ, есть ситуации, которые Ребе называет «изгнание внутри изгнания». Например, если вы находитесь в месте, где над вами смеются, потому что вы ведете себя как еврей, то тогда вы в «изгнании внутри изгнания». Ведь вы пытаетесь сделать правильные вещи как еврей, а окружающие вас люди думают, что вы сошли с ума и пытаются усложнить вам жизнь с любой стороны. Похожая ситуация — если у вас нет влияющего на вас в разных вопросах в пределах досягаемости, то и тогда ощущается «изгнание внутри изгнания».
Те евреи, которые находят себя в положении » изгнание внутри изгнания «, не очутились в нем из-за наказания, которое им полагалось, а потому что Б-г дает каждому еврею шанс на определенной стадии его жизни выйти из духовного изгнания и тем самым действительно повлиять на окружающую среду в изгнании.
Если бы все религиозные евреи проживали в Иерусалиме, учили Тору, выполняли заповеди и молились, то было бы просто чудесно. С другой стороны — это утопия. Но что же будет с евреями, живущими в Австралии, Южной Африке или Англии? Что было бы с ними, если бы все духовно влияющие на них люди были бы сконцентрированы в Иерусалиме? Кто возвращал бы евреев Австралии к еврейским корням? Кто бы помогал евреям России? Кто преподавал бы евреям, живущим в Орегоне Тору? Из-за этой причины необходимо, чтобы евреи жили и в других частях света с целью вывести евреев, находящихся в тех местах из их духовного изгнания. В момент, когда у еврея раскрываются глаза и он начинает видеть, в чем суть иудаизма, он уже стоит на пути выхода из » изгнания внутри изгнания».
Есть еще одно объяснение термина «изгнание внутри изгнания»: человек настолько завяз в изгнании, что он не только не подозревает об этом, но он еще думает, что он в состоянии освобождения! Это самый ужасный вид изгнания. Из-за такого состояния должны какие-то люди из «Иерусалима» отправляться далеко, чтобы вывести людей из «изгнания внутри изгнания» посредством того, что они обучат их Торе и заповедям в тех краях. Такое действие засчитывается им, с какой-то стороны, обновлением построения Храма.
Чтобы мы удостоились участвовать в таком строительстве, в любом месте, куда Всевышний выбирает нас послать к нему!