Движение «Аскала», направленное на подрыв основ еврейства, начало действовать среди евреев России в 5588 году. Основные «военные действия» были направлены против Торы хасидизма. Посланники [движения «Аскалы»] завязали связи с властями и убеждали их в [необходимости] вынесения указа о том, что все еврейские дети обязаны изучать общеобразовательные предметы: государственный язык, математику, географию и т.п.
Министр внутренних дел созвал заседание раввинов с целью осуществить в еврейской религии несколько изменений, в соответствии с требованиями «маскилим», [т.е. приверженцев «Аскалы»]. А первым из них был запрет на изучение хасидизма.
Начиная с кануна Рош а-Шана 5603 года ощутимы были изменения, произошедшие в поведении Ребе Цемах-Цедека. Он послал «Пидьен нефеш» [досл.: «Выкуп души», здесь: письмо с просьбой о привлечении милосердия от Всевышнего, отправляемое ребе в канун Рош а-Шана и 10 Швата] на могилу своей матери в Лиозно. В этом «Пидьен нефеш» Ребе Цемах-Цедек писал:
— Берлинцы усиливаются. Решение готово к распространению. Их план — созвать раввинов, чтобы, в любом случае, согласились на их предложения, — буду я жив или... Соблаговоли сходить во дворец отца твоего и передай ему мою просьбу пробудить милосердие [Всевышнего, дабы] были отменены эти решения, и, если удостоюсь я, то пусть будет угодно, чтобы были отменены моими силами.
[На съезде раввинов] Ребе Цемах-Цедек [...] ясными доводами доказывал, что запрещено вносить исправления в законы Торы, и разъяснял обязательность изучения хасидизма.
Министр внутренних дел в дополнение к тому, что был злодеем, все желание которого сводилось к тому, чтобы притеснить и нанести вред боящимся Всевышнего, — был подкуплен «маскилим» и твердо держал их сторону. Он требовал, чтобы все раввины подписали подготовленный правительством протокол.
Ребе Цемах-Цедек противостоял этому изо всех сил, в результате чего [на протяжении съезда] 22 раза оказывался в заключении!
Министр внутренних дел спросил Ребе Цемах-Цедека: «Но, ведь ваше поведение — это бунт против царской власти?!»
Ответил ему Цемах-Цедек: «Тело бунтующего против [земного] царства должно быть умерщвлено. Напротив этого, бунтующий против власти Небес [рискует] душой. Какой бунт страшнее?!»
Ребе Цемах-Цедек находился тогда в большой опасности. О происходящем было известно на всей территории России, и евреи были взволнованы создавшимся положением. Во всех центрах проживания евреев евреи собирались на общественный пост [...] и прекращали работу. [Массовые] волнения, твердость позиции и самопожертвование Ребе Цемах-Цедека произвели свое действие, и министр внутренних дел отказался [от осуществления] всех предложений об исправлении религии, и изучение хасидизма стало разрешено, как прежде.