Есть мидраш, в котором про этрог (и про другие три вида растений — лулав, мирт и ива) сказано «Плод дерева великолепный (этрог) — это Святой, Благословен Он» (и также про остальные виды «…это Святой, Благословен Он»).
В хасидизме объясняется, что имеется ввиду не сама Сущность Бесконечного Творца, а Свет семи нижних сфер мира Ацилут, великая Святость которого несравнимо выше всех сотворенных миров.
В другом месте (в одной из книг Алтер Ребе) объясняется про этрог, что он намекает именно на еврейский народ:
На иврите «(плод) великолепный» называется «адар». Пророк Ишайя говорит про еврейский народ: «...Ты, раб Мой, Израиль, в котором прославлюсь» (благодаря которому буду восхвален, букв. «приобрету великолепие»). То есть «великолепие», которое упоминает пророк Ишайя относительно народа Израиля, намекает на этрог — «плод дерева великолепный».
Этрог — это Великий Свет Всевышнего. Этрог — это евреи. И то и другое — верно.
Фразу Торы «Плод дерева великолепный» Ребе Король Мошиах объясняет следующим образом:
«Дерево — намекает на Свет Всевышнего, Свет мира Ацилут, который называется «Древом жизни» (и ведь Свет Его это источник существования творения, как дерево порождает плоды и питает их).
А слово «великолепный» имеет также другое значение: «адар», если рассматривать «а» как определенный артикль, то смысловое значение будет выражено в буквах, образующих слово «дар», что означает «проживающий» — плод, который «проживает» на дереве.
(В простом толковании это указывает на долгий период созревания этрога, более года(!), и на протяжении всего этого срока этрог именно растет, и улучшается, приближается к точке своего полного созревания. То есть пребывает на дереве, «проживает» на нём подолгу). Так толкуется смысл этого слова мудрецами.
(В простом толковании это указывает на долгий период созревания этрога, более года(!), и на протяжении всего этого срока этрог именно растет и улучшается, приближается к точке своего полного созревания. Т.е. пребывает на дереве, «проживает» на нём подолгу, целый год, а иногда и дольше).
Но слово «(плод,) проживающий (на дереве») можно воспринять в простом-образном значении: проживать — значит внутри (как живут в доме, жители находятся внутри него). Ведь буквально так и написано — «В дереве» (как живут в доме — жители находятся внутри него).
Получается, что «плод великолепный», этрог — то есть еврейский народ (как следует из Ишайи), «находится» («проживает» — «адар») внутри Света Творца — «дерево» (не «на» дереве, а «в» дереве — как «в доме) — то есть «занимает, «заполняет» Его самую внутреннюю Сущность, является сутью Воли и Удовольствия Творца.
Евреи — «внутри» света Творца! Евреи — являются внутренней и сокровенной Сущностью Творца. Ведь Его свет един с Его Сутью!
«Плод великолепный» — евреи — внутри «дерева», Света Творца! Ведь мы — Его «плоды», а Он — наше «дерево»!
Великолепный Этрог — это Свет Творца, внутри Самой Сути которого — в мире Ацилут — пребывают евреи, наполняют её, — «живут там»!