22 Менахем-Ава 5781 года, суббота недели, гл. Экев

Внутренний смысл молитвы «Кол нидрей» («Все обеты»)

09.10.2016 6782 (0)
Внутренний смысл молитвы «Кол нидрей» («Все обеты»)
Внутренний смысл молитвы «Кол нидрей» («Все обеты»)

Торжественность, с которой протекает эта молитва, ее особая мелодия и троекратное повторение призваны подчеркнуть ее особенную важность в качестве «старта», сразу бросается в глаза. Смысл ее гораздо шире и глубже, чем только имеющее форму и силу законодательного постановления освобождение от обетов и клятв и их упразднение (как уже принятых, так и на весь наступающий год вперед).

Это целенаправленное действие, происходящее в материальном мире, эффект которого распространяется именно на сферу духовного. И будучи зафиксировано в форме судебного решения, этот эффект фиксируется Всевышним и получает от Него особую силу влияния.

Чтобы понять о каком эффекте идет речь, нужно понять что собой представляет «обет» и в чем его польза.

Любой «обет» есть запрет каких-то вещей материального мира, который человек решает наложить на себя, обязать себя в этом. Это решение вызвано тем, что человек находит себя подпавшим под сильное влияние этих материальных вещей, испытывает к ним сильное влечение.

И если человек уже открыл для себя область Святости (Всевышнего и Его частицу, которую он носит в себе — свою душу), и пришел к пониманию, что страсть к материальному является сильной помехой раскрытию Б-жественного Света в нем самом и в мире вовне, он будет стараться бороться с этим влечением.

Эффективным средством в этой борьбе является «обет» — волевое действие, которым человек запрещает себе то, что его так соблазняет. Это подобно лекарству, к которому прибегают обнаружив опасный симптом (в данном случае — опасный для души…)

На иврите «запрет» (чем, как сказано выше, «обет» и является) — это «исур». То же самое слово имеет еще одно значение — «связаный». Например, арестованый называется «асир». Как мы говорим в утренних благословениях «Благословен Ты… освобождающий узников от оков» — «матир (букв. „развязывающий“) асурим (узников, которые обычно связаны, заключены в оковы)».

Связь между этими двумя значениями такова: любая материальная оболочка является «оковами», которые сковывают (утаивают в себе, не позволяя раскрыться) «искры» Святости, творящие и оживляющие каждую материальную вещь. Есть среди них такие, которые можно «освободить», дать им возможность раскрыться — это «искры» находящиеся в вещах разрешенных Торой — если пользоваться ими в соответствии с ее предписаниями. И Всевышний дает нам силы для этого.

Есть такие, которые «освободить» не представляется возможным — это все вещи, Торой запрещенные. Получается, что все то время, что существует необходимость в «обете» (его принятии на себя и выполнении) — человек пока еще связан («асур») с определенным материальным вожделением и борется с ним тем, что запрещает себе («осэр») контакт с ним. «Осэр» (запрещает, беря «обет») то, с чем «асур» (к чему чувствует сильную привязанность). Подобно тому, как принятие лекарства означает наличие болезни… А отмена лекарства — означает прекращение болезни.

И поэтому духовный смысл «освобождения от обета» — это прежде всего аннулирование самой негативной связи, причины, приведшей к обету (а не только снятие обязательства, неисполнение которого является проблемой…). «Освобождение от излишней привязанности» к материальному миру, столь вредной для души.

Избавление от этих связей приводит к духовному очищению («капара»). Поэтому при освобождении от обетов те, кто принимают в этом участие, произносят: «Да будешь ты освобожден от всех обязательств… да будут все они упразднены, нет на тебе вины в обетах, клятвах, запретах… и да будет дарованы тебе помилование и прощение, и да будешь ты очищен…»

Но в «Йом Кипур», день прощения и искупления, требуется еще большее очищение. Ведь в этот день душа поднимается на максимально высокий уровень — «…перед Именем Г-спода очиститесь»: поднятие выше (— что и означает «перед» —) Имени Всевышнего («Г-сподь»), что само по себе требует особой духовной чистоты и что, в свою очередь, приводит к совершенному очищению, когда душа на этом уровне окажется.

Ибо тогда Всевышний раскрывает Свою великую любовь к каждому еврею, которою Он окутывает каждую душу, как бы погружая ее в очищающую микву. Весь Йом Кипур душа находится в том свете, в этой «микве».

И поэтому вся работа, предшествовавшая Йом Кипуру — тшува в месяц Элул, упразднение обетов перед Рош а-Шана, раскаяние в Рош а-Шана и в десять дней раскаяния — пока что недостаточны.

В Йом Кипур от еврея требуется работа совершенно иного уровня, наивысшая степень раскаяния и духовной чистоты. Поэтому слово «хэт» («грех»), применяется в этот день в другом своем значении — «хитуй» («чистота», «очищение»). В свете этого, слова молитвы — «Ибо в этот день я сниму с вас вину за грехи ваши, очищу (прощу) вас от всех ваших провинностей (грехов), будете чисты перед именем Г-спода» — следует понимать так:

«…Очищу вас от ваших грехов («хэт»)» — очищу вас от всего того, что вы считаете чистотой («хэт» в смысле «хитуй»), что выглядит правотой и достоинством в ваших глазах, того, чего вы добились своей напряженной работой… ибо все это еще не является истиной чистотой, ведь где-то глубоко, в какой-то степени еще существует привязанность к материальному миру и его удовольствиям.

И Всевышний говорит, что Он сам очистит нас в этот день, избавит нас от самоощущения как такового, что позволит нам на хотя бы на сутки забыть о себе вообще. Даст нам ясное понимание, что мы оказались в этом мире только в качестве Его посланников, только с целью раскрыть в этом мире Желание Творца, Его свет.

Это и есть глубинный смысл молитвы «Кол Нидрэй»: «Все(!) обеты» — все привязанности, которые сковывают нас и мешают подняться к Тебе — «будут (Тобой) упразднены… отменены… станут недействительными… будут полностью аннулированы, утратят свою силу и перестанут существовать(!)»…

Только надо очень желать этого.

Это есть настоящий отрыв от всего материального, разрыв с этим миром, подъем над ним… на один день. Поэтому это должно произойти в преддверие Йом Кипура, на старте — чтобы «взлет» стал возможным. Поэтому каждый еврей в этот день — существо иного мира! Связан с Творцом напрямую! Выше ангелов! И это пребывание в ином мире способно столь кардинально повлиять на еврея, что изменит саму его внутреннюю сущность, «превратит» в другого, нового человека.

Удачно всем взлета! (А о посадке можно не беспокоиться…)

Источник: «Ликутей Тора», гл. «Матот». Лекция р. Гафни
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter