Торжественность, с которой протекает эта молитва, ее особая мелодия и троекратное повторение призваны подчеркнуть ее особенную важность в качестве «старта», сразу бросается в глаза. Смысл ее гораздо шире и глубже, чем только имеющее форму и силу законодательного постановления освобождение от обетов и клятв и их упразднение (как уже принятых, так и на весь наступающий год вперед).
Это целенаправленное действие, происходящее в материальном мире, эффект которого распространяется именно на сферу духовного. И будучи зафиксировано в форме судебного решения, этот эффект фиксируется Всевышним и получает от Него особую силу влияния.
Чтобы понять о каком эффекте идет речь, нужно понять что собой представляет «обет» и в чем его польза.
Любой «обет» есть запрет каких-то вещей материального мира, который человек решает наложить на себя, обязать себя в этом. Это решение вызвано тем, что человек находит себя подпавшим под сильное влияние этих материальных вещей, испытывает к ним сильное влечение.
И если человек уже открыл для себя область Святости (Всевышнего и Его частицу, которую он носит в себе — свою душу), и пришел к пониманию, что страсть к материальному является сильной помехой раскрытию Б-жественного Света в нем самом и в мире вовне, он будет стараться бороться с этим влечением.
Эффективным средством в этой борьбе является «обет» — волевое действие, которым человек запрещает себе то, что его так соблазняет. Это подобно лекарству, к которому прибегают обнаружив опасный симптом (в данном случае — опасный для души…)
На иврите «запрет» (чем, как сказано выше, «обет» и является) — это «исур». То же самое слово имеет еще одно значение — «связаный». Например, арестованый называется «асир». Как мы говорим в утренних благословениях «Благословен Ты… освобождающий узников от оков» — «матир (букв. „развязывающий“) асурим (узников, которые обычно связаны, заключены в оковы)».
Связь между этими двумя значениями такова: любая материальная оболочка является «оковами», которые сковывают (утаивают в себе, не позволяя раскрыться) «искры» Святости, творящие и оживляющие каждую материальную вещь. Есть среди них такие, которые можно «освободить», дать им возможность раскрыться — это «искры» находящиеся в вещах разрешенных Торой — если пользоваться ими в соответствии с ее предписаниями. И Всевышний дает нам силы для этого.
Есть такие, которые «освободить» не представляется возможным — это все вещи, Торой запрещенные. Получается, что все то время, что существует необходимость в «обете» (его принятии на себя и выполнении) — человек пока еще связан («асур») с определенным материальным вожделением и борется с ним тем, что запрещает себе («осэр») контакт с ним. «Осэр» (запрещает, беря «обет») то, с чем «асур» (к чему чувствует сильную привязанность). Подобно тому, как принятие лекарства означает наличие болезни… А отмена лекарства — означает прекращение болезни.
И поэтому духовный смысл «освобождения от обета» — это прежде всего аннулирование самой негативной связи, причины, приведшей к обету (а не только снятие обязательства, неисполнение которого является проблемой…). «Освобождение от излишней привязанности» к материальному миру, столь вредной для души.
Избавление от этих связей приводит к духовному очищению («капара»). Поэтому при освобождении от обетов те, кто принимают в этом участие, произносят: «Да будешь ты освобожден от всех обязательств… да будут все они упразднены, нет на тебе вины в обетах, клятвах, запретах… и да будет дарованы тебе помилование и прощение, и да будешь ты очищен…»
Но в «Йом-Кипур», день прощения и искупления, требуется еще большее очищение. Ведь в этот день душа поднимается на максимально высокий уровень — «…перед Именем Г-спода очиститесь»: поднятие выше (— что и означает «перед» —) Имени Всевышнего («Г-сподь»), что само по себе требует особой духовной чистоты и что, в свою очередь, приводит к совершенному очищению, когда душа на этом уровне окажется.
Ибо тогда Всевышний раскрывает Свою великую любовь к каждому еврею, которою Он окутывает каждую душу, как бы погружая ее в очищающую микву. Весь Йом-Кипур душа находится в том свете, в этой «микве».
И поэтому вся работа, предшествовавшая Йом-Кипуру — тшува в месяц Элул, упразднение обетов перед Рош а-Шана, раскаяние в Рош а-Шана и в десять дней раскаяния — пока что недостаточны.
В Йом-Кипур от еврея требуется работа совершенно иного уровня, наивысшая степень раскаяния и духовной чистоты. Поэтому слово «хэт» («грех»), применяется в этот день в другом своем значении — «хитуй» («чистота», «очищение»). В свете этого, слова молитвы — «Ибо в этот день я сниму с вас вину за грехи ваши, очищу (прощу) вас от всех ваших провинностей (грехов), будете чисты перед именем Г-спода» — следует понимать так:
«…Очищу вас от ваших грехов («хэт»)» — очищу вас от всего того, что вы считаете чистотой («хэт» в смысле «хитуй»), что выглядит правотой и достоинством в ваших глазах, того, чего вы добились своей напряженной работой… ибо все это еще не является истиной чистотой, ведь где-то глубоко, в какой-то степени еще существует привязанность к материальному миру и его удовольствиям.
И Всевышний говорит, что Он сам очистит нас в этот день, избавит нас от самоощущения как такового, что позволит нам на хотя бы на сутки забыть о себе вообще. Даст нам ясное понимание, что мы оказались в этом мире только в качестве Его посланников, только с целью раскрыть в этом мире Желание Творца, Его свет.
Это и есть глубинный смысл молитвы «Кол Нидрэй»: «Все(!) обеты» — все привязанности, которые сковывают нас и мешают подняться к Тебе — «будут (Тобой) упразднены… отменены… станут недействительными… будут полностью аннулированы, утратят свою силу и перестанут существовать(!)»…
Только надо очень желать этого.
Это есть настоящий отрыв от всего материального, разрыв с этим миром, подъем над ним… на один день. Поэтому это должно произойти в преддверии Йом-Кипура, на старте — чтобы «взлет» стал возможным. Поэтому каждый еврей в этот день — существо иного мира! Связан с Творцом напрямую! Выше ангелов! И это пребывание в ином мире способно столь кардинально повлиять на еврея, что изменит саму его внутреннюю сущность, «превратит» в другого, нового человека.
Удачно всем взлета! (А о посадке можно не беспокоиться…)