27 Сивана 5782 года, первый день недели, гл. Корах | 2022-06-26 07:02

Суд Всевышнего (Рош а-Шана)

Большинство календарей народов мира ведут свой отсчет от какого-либо исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием определенной даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира.

5861 (0)
Суд Всевышнего (Рош а-Шана)
Суд Всевышнего (Рош а-Шана)

Большинство календарей народов мира ведут свой отсчет от какого-либо исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием определенной даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира. Рош а-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош а-Шана — праздник Сотворения мира, символ того, что мир не является автономным и вечным конгломератом звезд и планет, не имеющим общего смысла и цели, хаосом, в котором и наша жизнь бесцельна. Мир сотворен Всевышним — Божьей волей и провидением; все в нем имеет смысл и цель, в том числе вся наша жизнь и каждое наше действие. И мы ответственны перед Б-гом который дал нам возможность жить, существовать. Поэтому день Рош а-Шана, праздника Сотворения мира, является также днем Божьего Суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.

Тора говорит нам, что мир был создан за шесть дней, в седьмой день Б-г отдыхал, и в память об этом покое празднуется Суббота. Из шести дней Сотворения мира Рош а-Шана, начало года, соответствует вовсе не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день Сотворение завершилось, и начался первый год существования нашего мира.

О сотворении человека и первом Божьем Суде, о том, как в самом начале дана была человеку возможность свободы выбора между добром и злом, возможность раскаяния, исправления себя и своих дел, возвращения к Б-гу, рассказано в первых главах Торы. Говоря о создании человека, Тора употребляет глагол «сделаем». Но разве не Б-г Один создал человека? Этому есть много традиционных объяснений, мы же остановимся на следующем. Множественным числом глагола «сделаем» Б-г обращается к самому человеку, который тем самым становится участником творения его, человека, личности. Б-г говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, мы вместе, ты и я, сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при Сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был человеком. И каждый Рош а-Шана служит напоминанием ему об этом.

Тело человека было вылеплено из праха, но его душа «сотворена из ничего», она есть нечто совершенно новое в этом мире, то, что нельзя свести к взаимодействию существующих вещей. Человек не есть «самое умное из животных», он — принципиально новая ступень. Он сотворен самым последним — «как король, который входит во дворец лишь тогда, когда здание уже выстроено и убранство всех покоев завершено», и человеку дана власть над землей и над всем, что наполняет ее. К личной ответственности человека за самого себя, за то, чтобы он «был человеком», добавляется также его ответственность за весь мир.

Откуда же человек берет силы, чтобы осуществлять данную ему власть и нести возложенную на него ответственность? Источник этих сил указывает нам Тора: «...по образу Всесильного сотворил его». Слова «по образу Всесильного», как сообщает нам еврейская традиция, относятся к свободе воли человека. Все сотворенное управляется прямыми Божественными приказами, и только человеку дал Он свободу воли. Эта свобода воли настолько выделяет человека из мира, что Тора называет его созданным «по образу Всесильного». И человек волен избирать свой путь, избирать добро или зло. Без этой свободы на человека не могла бы быть возложена ответственность.

«И создал Б-г человека...» Здесь появляется третий глагол, который участвует в описании сотворения человека, — «создал». Слово «создал» — «вайицер» имеет смысл «вылепил», «сформировал», «образовал». Интересно, что написано оно грамматически необычно, с двумя буквами «йуд», в отличие от мест, где говорится о сотворении животных. Оно может быть понято как «сконструировал Б-г человека с двумя взаимосвязанными сущностями». Мудрецами сказано: «Сразу был сделан человек с хорошими и с дурными наклонностями». По этой причине человек не просто формально свободен в своих действиях, — в нем происходит внутренняя борьба, и поэтому он заслуживает наказания за зло, которое совершает, и вознаграждения за добро. Только так человек подлежит Божественному Суду: и первому Суду в день своего сотворения, и ежегодному — в Рош а-Шана.

Одновременно с основой для последующего суда закладывается основа для Божественного милосердия. Тора приводит несколько «имен Б-га», и каждое из них условно отражает какой-либо аспект связи человека и вселенной со Всевышним. В начале рассказа о Сотворении мира используется слово Элоким, которое ассоциируется с аспектом Божественного Суда. Таким образом, суд, справедливость закладываются в самую основу Сотворения мира и связываются с Рош а-Шана. Но далее, при описании сотворения человека, присутствует имя Г-сподь — тетраграмматон (непроизносимое имя Б-га, в обиходе заменяемое словом а-Шем). Это имя ассоциируется с аспектом милосердия. Человек и мир в целом не могут выдержать строгой меры Суда, нам необходимо Божественное милосердие, и мы постоянно надеемся на него. Особенно в Рош а-Шана, в день Суда над Вселенной.

Дальнейшая история человека развивалась стремительно. Ему было запрещено есть плоды с Дерева Познания Добра и Зла, но он нарушил эту заповедь. И тут же был совершен над ним Божественный Суд. Человек заслуживал смерти, ибо сказано в Торе: «...как только вкусишь от него, должен ты умереть» (глава Торы «Брейшит», 2:17). Но в решении Всевышнего сочетаются наказание и милосердие. Человек не умер «как только вкусил», но стал смертен и был изгнан из Райского Сада. Все это произошло в тот самый шестой день Творения, в Рош а-Шана. История эта чрезвычайно глубока и многозначна, но пока важно то, что мы уже выяснили: Божественный Суд был заложен в основу мира, и Б-г создал человека правителем этого мира, существом, непосредственно связанным с Ним. На человека была возложена ответственность за себя и за окружающий мир, и в соответствии с этим ему были даны как многосторонние наклонности, так и свободная воля, возможность идти по правильному пути. Б-г проявляет по отношению к человеку Свою меру суда и Свою меру милосердия, и человек, осужденный за нарушение Божьей Воли на изгнание из Рая, в последующих поколениях ежегодно должен представать перед Божьим Судом в Рош а-Шана.

Праздновать Рош а-Шана, праздновать день Божьего Суда значит стремиться приблизиться к той цели, которую Б-г поставил перед человеком, когда создал его по Своему образу и вдохнул в него часть Себя. Эту цель трудно однозначно сформулировать, но можно сказать, что она состоит в некоем «внесении Б-жественного света в мир». Это «внесение света» предполагает правильную жизнь и соблюдение заповедей в отношениях «между человеком и Б-гом», как и в отношениях «между человеком и человеком».

Рош а-Шана — время оценки нашей жизни. Человек совершает много неправильного и злого, и еврейский религиозный взгляд на мир дает ему надежду на возможность исправиться. Всевышний устроил мир так, что Он проникает во все в этом мире, и Он специально уменьшил и редуцировал Свой бесконечный свет, чтобы лучи его могли проникать во все существующее в мире, даже в самое черное (не нарушая при этом установленного миропорядка). В какой бы ситуации человек ни находился, как бы далеко он (в собственном представлении) ни ушел от Б-га, у него всегда есть возможность, в соответствии с его часом и положением, опираясь на Божественное присутствие всюду в мире, найти с помощью Торы путь к «тшуве», раскаянию и возвращению к Б-гу. Поэтому в мире нет места отчаянию, никакая ситуация не является безнадежной и дорога к исправлению, пусть и трудная, остается всегда. Алтер Ребе пишет, что само начало исполнения заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. (см. Тания, «Послание о покаянии», гл.4)

Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах сообщил от имени предыдущего Ребе, что евреи уже сделали тшуву, что «народ Твой — все праведники», и, поэтому, в настоящее время наша основная работа — на деле и самым реальным образом встретить Мошиаха.

Опубликовано: 26.09.20040
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter